Устрашающие, идущие потоком факты поломок и нештатных ситуаций, технические неполадки и вынужденные посадки – горько об этом говорить, но это будни казахстанской авиации. И продолжается это на протяжении многих лет. Причем это касается не только мелких компаний, но и крупнейших авиаперевозчиков. Самый трагический пример – содрогнувшее и повергшее в шок всю страну крушение самолета компании SCAT (на зарубежных рейсах – Sun day) в январе 2013 года в Алматы. Как на все это реагируют государственные ведомства? Они признают – положение печальное. Так, год назад прежний министр транспорта и коммуникаций Аскар ЖУМАГАЛИЕВ заявил:
– У нас одно авиационное происшествие за другим – то самолеты падают, то с полосы сходят во время посадки, масса и других проблем.
В своих докладах нас убеждают, что профильные ведомства, мол, не сидят сложа руки. Впечатление особой их активности, к сожалению, возникает только после трагедий и авиакатастроф.
В 2013 году совместно с экспертами бюро технического сотрудничества Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и в казахстанское законодательство внесено 80 поправок, из них 69 связаны с ужесточением норм безопасности полетов. Но вся беда, что сейчас уже середина 2014-го, но самолеты по-прежнему продолжают падать, а люди гибнуть. И, как это ни печально, только за последние недели в Казахстане произошли авиакатастрофы с человеческими жертвами. Обе – в Алматинской области. 28 мая в Уйгурском районе при выполнении химических работ разбился самолет марки Х-32 “Бекас” казахстанской компании “НАК “Казавиа”. 29-летний пилот погиб. Спустя считанные дни в реку Или упал вертолет гражданской авиации. Он принадлежал компании “Аэропарк “Аттика”, катающей отдыхающих с базы отдыха “Джепсон”. К счастью, крушение увидел лесник, вытащил пилота с пассажиркой и доставил их в больницу.
По данным Комитета гражданской авиации РК, сегодня в Казахстане работает 42 авиаперевозчика. Лицензии же отозваны и приостановлены у 18. В списке авиакомпаний, у которых отозваны лицензии, – “Мега”, “DETA”, “Семей”, “Каз Эйр Уэст”, “Самал Эйр”, “Евро-Азия-Интер”, Deita-C, Luk Aero, JET ONE, Air Trust. Приостановлены лицензии: у Discovery Aviation, Almaty Aviation, “Кокшетау”, “Каз Эйр Транс”, аэроклуба “Отан”. Еще две компании уже на следующий день были допущены к полетам.
– В основном это компании, которые работают в сфере сельхозавиации, – сказал нынешний министр транспорта и коммуникаций Женис КАСЫМБЕК.
При этом сразу бросилось в глаза то, что в черном списке нет ни “Казавиа”, ни “Аэропарка “Аттика”, чьи воздушные суда потерпели катастрофу. Но если даже выходит, что у благополучных компаний происходит такое, то что говорить об остальных? Есть и другой важный момент. Компании сельхозавиации порой занимаются и пассажирскими перевозками. На сайте той же “НАК “Казавиа” кроме сельхозработ предлагаются перелеты на рыбалку, свадьбы в воздухе и т. д. В конце концов, речь все равно идет о человеческих жизнях. И не должно иметь никакого значения – большая это авиация или малая. В Казахстане вообще не должны падать самолеты!
Очередное происшествие с авиакомпанией SCAT. На прошлой неделе нам позвонили из Караганды. Самолет SCAT не вылетел вовремя в турецкую Анталью. Рейс был назначен на 19 июня на 6.30. Сначала его перенесли на 18.00, а затем сообщили: раньше 20.00 пассажиры не вылетят.
– Накануне вечером нам позвонили с турфирмы и сказали: сегодняшний рейс будет задержан до 14.00, – говорит карагандинка Светлана ЕРОХИНА. – Мы с сыном приехали в аэропорт, представитель компании сказал: рейс задерживают по техническим причинам. Мы поехали домой. А как быть тем, кто из города Балхаша приехал? Такой был ажиотаж со SCAT, что нужно проверить компанию. Вроде бы шла проверка, и… опять проблемы! Я сама работала в авиапредприятии. Знакома с этой спецификой. Что вообще происходит в нашей авиации?
В пиар-отделе авиакомпании SCAT сообщили: произошла задержка рейса Анталья – Караганда и соответственно – Караганда – Анталья. Была выявлена неготовность борта выполнить рейс.