Через долгие муки к правде

Порочную практику прекратить!

О мытарствах правдоруба Галины Ивановны, руководителя центра “Колос”, наша газета рассказывала неоднократно. То Мотина заявит, что некие бизнесмены просят продать детский центр под бордель – здание 1898 года постройки, которое некогда возвел местный купец. То она сообщит журналистам, что после ремонта за счет бюджета в “Колосе” выявлены 130 недоделок. Позже работы выльются в эпопею, когда директор будет показывать сцену, на которой невозможно танцевать, ибо это бетон с тонким ламинатом, то одинарные входные двери вместо двойных. Почему Мотина возмущалась? Переживала, как ее воспитанники будут ходить в кружки “Колоса”, как они смогут тут репетировать и станут ли вновь побеждать на конкурсах самодеятельности, чего добивались на подмостках целого ряда стран мира.

Неудивительно, что акимат пять раз (!) увольнял директора коммунального центра “Колос”, которая в открытую критиковала акимат и подрядчиков, и всякий раз она восстанавливалась в должности через суд (“А НЕудобных – под сокращение!”, “Караван”, № 49 от 3 декабря 2010 г.).

Однако в 2011 году после очередного увольнения накануне выхода Мотиной на пенсию стало известно, что ее арестовали сотрудники тогдашней финансовой полиции, предъявив 16 нарушений закона. Ее, уже пенсионерку и гипертоника со стажем, на сутки посадили в изолятор временного содержания. Мотина с ужасом и слезами вспоминает, как во время досмотра следователь заставил ее раздеться и даже приседать.

Следователи обвиняли директора “Колоса” в незаконном оформлении фиктивных документов на сумму 45 миллионов тенге. При этом наложили арест на ее пенсию на долгих семь месяцев. Галина Ивановна недоедала, похудела и вынужденно накопила долги по комуслугам. Но не жаловалась. Деньги на жизнь втихую собирали ее бывшие коллеги – они знали, что все обвинения директору “Колоса” являются полным абсурдом.

Мотина же говорила, что все это делала по поручению акимата, причем по схеме, которая давно устоялась там, и ей следовали другие учреждения, на что и указывал суд. То есть деньги можно было списать на любое мероприятие, и отдельное судебное постановление требовало прекратить подобную порочную практику. Судья суда № 2 Павлодара Айшат ТЫРТЫКАЕВА поручала прокуратуре провести проверки вольностей обращения с бюджетными деньгами, ставших обычным явлением. Мотина же говорила, что бюджетные средства на мероприятия она использовала по указанию тогдашнего начальника отдела культуры Сейсембая ЖЕТПИСБАЕВА.

Следствие, суд и иск

До судебного процесса дошли всего три эпизода из полутора десятков, ибо большая часть обвинений рассыпалась сразу, показав свою несостоятельность. Умысел свой Мотина, по версии следствия, якобы воплотила, когда закупала бейсболки для местного съезда членов партии “Нур Отан”. Когда угощала в кафе 435 представителей Малой ассамблеи народов Казахстана и хореографов после праздника в Экибастузе. И когда организовала новогоднюю елку акима города для детей-инвалидов, купив им на 62 тысячи тенге подарки и собственно саму елку за 17 тысяч тенге с мишурой (“Коррупция или сведение счетов?”, “Караван”, № 40 от 7 октября 2011 г.). Все это, по словам Галины Мотиной, ей поручал сделать отдел культуры горадминистрации. Однако Жетписбаев уверял, что директор “Колоса” будто бы самовольно присвоила тому же новогоднему празднованию статус “елки акима”. Хотя сам экс-начальник отдела культуры пришел на праздник и поздравил ребят. Коррупция или сведение счетов?

В 2013 году приговором суда Мотина была оправдана по половине из 16 эпизодов, а по остальным – на сумму около 90 тысяч тенге – признана виновной в злоупотреблении полномочиями и служебном подлоге, но освобождена от ответственности по сроку давности. Хотя государственное обвинение требовало лишить экс-директора “Колоса” свободы сроком на шесть лет с конфискацией имущества!

Тогда Мотина решила не добиваться полного оправдания, ибо устала от судов и здоровье ее сильно пошатнулось. Галина Ивановна видит во всем, что происходило с ней, личную неприязнь со стороны одного человека, которая якобы и устроила самую настоящую травлю.

И вот когда она было решила, что от нее – осужденной, но оставшейся на свободе, отстали, то получила новый удар. Помимо давления через следствие и суд совершенно неожиданным для Мотиной стал иск на 580 тысяч тенге от ее сменщицы на посту директора “Колоса”. Сумму, в присвоении которой ее обвиняли, но освободили от ответственности, потребовала от тогда уже пенсионерки Галины Ивановны на тот момент новый директор “Колоса” Ирина ТЕПЛОВА. Она просила суд взыскать ущерб, “причиненный преступлением”. И это несмотря на то, что на суде даже отдел культуры горакимата отказался от предъявления Мотиной материального иска! В итоге Теплова ничего не добилась.

Спасибо генпрокурору!

Последний год Мотина посвятила хождениям по прокурорам. На местном уровне ничего не добилась, а в апреле попала на личный прием к генеральному прокурору РК Жакипу АСАНОВУ. По словам Галины Ивановны, он был в недоумении от приговора, но больше всего от того, что человека в Павлодаре можно осудить за организацию новогодней елки. Уже в мае Генпрокуратура РК внесла протест, и, как указано в недавнем июньском постановлении коллегии по уголовным делам Верховного суда, “судом было нарушено уголовное законодательство, повлекшее осуждение невиновного”.

Сотрудники Генпрокуратуры установили, что праздник для ребят с ограниченными возможностями бывшая директор “Колоса” провела не самовольно, а по плану мероприятий акимата и “не преследовала цели извлечения выгод”.

– Действия Г. Мотиной были направлены на проведение новогодней елки для детей-инвалидов, что является долгом государства, поскольку они находятся под его особой опекой. Это мероприятия не повлекло для государства выделения дополнительных денежных средств и какого-либо ущерба, – отмечается в приговоре Верховного суда РК.

Аналогичные выводы следуют и по другим эпизодам. Например, суд счел, что Мотина не могла не накормить обедом артистов, которых на целый день вывезла на праздник в Экибастуз, чего, по замечанию судебной коллегии, не предусмотрел акимат г. Павлодара. Экс-директор “Колоса” предъявила все чеки из кафе, а свидетели подтвердили, что 435 человек перекусили на сумму 180 тысяч тенге.

– Указанные по всем эпизодам дела как существенный вред вообще нельзя относить к ущербу, так как они были использованы на мероприятия с ведома и согласия акимата г. Павлодара… Акиматом не выделялись средства на проведение государственных праздников. Поэтому Г. Мотина вынуждена была пойти на такие шаги, – отмечается в постановлении.

В итоге Верховный суд РК отменил приговор суда № 2, и Мотина оправдана по всем эпизодам.

Причем судебный орган, по данным нашей 64-летней собеседницы, принес извинения. Она говорит, что из местных чиновников никто у нее прощения попросить не соизволил. На вопрос, будет ли Галина Ивановна добиваться наказания тех, кто ее подверг мучениям, она отвечает, что готовится к новым судебным разбирательствам.

Павлодар