Чем выше мастерство, тем страшнее поцелуи

В Казахстане змеи водятся повсюду, кроме разве что высокогорья. В последние годы их продают и в зоомагазинах – для частных коллекций любителей экзотики. Говорят, держать дома в террариуме змей достаточно просто. Они неприхотливы в уходе, кормить их каждый день не надо. А возьмешь на плечи безобидного декоративного питончика или удава – он еще и массаж сделает.

В Алматинском зоопарке можно увидеть самых разнообразных змей – ядовитых, неядовитых, экзотических и местных, казахстанских, – всего 32 вида и более 130 экземпляров. Змеиное семейство постоянно пополняется новыми обитателями по программе обмена между зоопарками. Случается, появляется на свет и собственное потомство, хотя в неволе это происходит достаточно редко.

Кстати, именно в зоопарке мы познакомились с символом наступающего года по восточному календарю – черной змеей. Начальник секции экзотариума Александр ГУРНЕВ вытащил из террариума королевскую “красотку” с блестящей черной кожей. В естественных условиях змея широко распространена в США.

– Не бойтесь, она не ядовитая, хотя питается другими змеями, чем приносит большую пользу, – вводит нас в курс дела герпетолог. – Например, может съесть техасского гремучника…

После этих слов стало как-то не по себе. А вдруг змея возьмет да цапнет за руку? Но Александр успокоил – “королева” просто так пускать в ход зубы не будет, как и любая другая змея. Чтобы это произошло, ее надо разозлить, потревожить или наступить на нее.

– В природе змеи при встрече с человеком стараются скрыться, – продолжает специалист. – Если змея лежит и поджидает добычу, а в этот момент рядом появится человек, то, например, гюрза может нанести укус. Есть расстояние, которое называется критическим – змея определяет на глаз, существует для нее прямая угроза или нет. На мой взгляд, кобра – самая благородная и красивая змея. При встрече в природе она принимает стойку, показывая своим видом – не подходите ко мне! А если приближаешься, первый укус – фальшивый, она бьет закрытым ртом, не пуская в ход ядовитые зубы. Вообще, приручить можно любых змей. Ту же кобру я много раз брал в руки. В Бишкеке жил знаменитый герпетолог Озаровский, так он приручил туркменскую гюрзу. Она только на него нормально реагировала, на остальных шипела, бросалась.

Видя, как Александр с нежностью поглаживает по спинке змею, я поинтересовалась: откуда такая любовь к рептилиям?

– У меня это с детства, – рассказывает наш собеседник. – По словам родителей, интересоваться змеями я начал примерно лет в пять. Просил читать рассказы про них, не пропускал ни одной передачи “В мире животных” и, когда показывали змей, с восторгом замирал перед экраном. Первый раз взял змею в руки в восемь лет. К моему другу приезжал дядя, он привез ужа и дал его всем детям подержать. Помню, уже лет в девять мы с мальчишками бегали на озеро Сайран, ловили ужей, потом отпускали…

Александр не раз имел дело со змеиными зубами, и уж он-то точно знает, чего не выносят его подопечные. Например, запах парфюмерии. Однажды потревоженная змея даже оставила зуб в его руке. Вытаскивать трофей пришлось… врачу-стоматологу. Во время экспедиции в Узбекистане герпетолога кусали и ядовитые змеи. К счастью, все обошлось.

Продолжаем знакомство с обитателями экзотариума. Самые ядовитые – кобра и техасский гремучник. Последний еще и долгожитель зоопарка – он здесь с середины 90-х годов. Как оказалось, при хорошем уходе некоторые виды змей могут прожить в неволе от 20 до 50 лет!

Самая большая змея – самка сетчатого питона – выросла в длину почти пять метров. Ее вес примерно 30 килограммов. Взять на руки питона уже давно не решаются даже опытные змееловы, ведь змея может скрутить человека в бараний рог.

Самая добрая змея – королевский питон, она ни разу никого не укусила, даже попыток не было. Свернется кольцами на руке – и часами может лежать. А рука сама тянется погладить красивую питонью кожу. Сотрудники экзотариума в шутку называют его Кисой.

– Змеи своими плавными движениями успокаивают, подержишь на руках, и на душе легче становится, – считает герпетолог.

Сотрудник экзотариума Максим ЧЕРКАСОВ – тоже любитель змей. Говорит, что с детства интересовался разнообразной живностью. А когда лучше узнал змей в зоопарке, решил остаться работать в экзотариуме.

– Адреналин – вот что меня привлекает при работе со змеями, – говорит Максим. – Все, что про них рассказывают, больше выдумки. Для меня встретиться с питбультерьером на улице страшнее, чем с анакондой. Змеи, как ни странно, более предсказуемы, чем другие животные – собаки, медведи…

Александр Гурнев в нашей беседе тоже вспомнил об анаконде. Говорит, мечтает увидеть живьем эту гигантскую змею (мировой рекорд анаконды – 11 метров 43 сантиметра, вес более ста килограммов). Ну и, конечно, пополнить этим видом рептилий коллекцию зоопарка.

В квартире алматинки – любительницы рептилий Евгении РАИМБЕКОВОЙ террариумы с ящерицами, змеями, пауками занимают целую комнату. Это ее хобби. Иногда она выпускает змей погулять по комнате и даже на улицу с ними выходит, чтобы свежим воздухом подышали.

– В десятом классе я пришла в кружок юннатов при Алматинском зоопарке, – рассказывает Евгения. – Секцией, где можно было помогать, оказался экзотариум с рептилиями. Я немного боялась змей, но на самом деле просто их не понимала. Перестала бояться, когда узнала, какие они приятные на ощупь. И однажды принесла водяного ужа домой, мама сильно испугалась, а потом сама его приручила. Сейчас у меня в террариумах живут разные змеи – тигровые питоны, обыкновенные, восточные удавы, три вида молочных змей...

За плечами Евгении – поездки по Казахстану и за его пределами. Причем больше всего ее привлекают ядовитые экземпляры.

– Мне интересно было змей поймать, посмотреть зубы и отпустить, – говорит девушка. – В Казахстане я ловила обыкновенного щитомордника, степную гадюку, в Узбекистане – гюрзу, эфу. В Малайзии я обучалась целовать кобру. Если вы этому научились, значит, хорошо понимаете змею, и она уже не страшна. Некоторые считают, дескать, кобрам рты зашивают, зубы выдирают, железы удаляют, чтобы выполнять такие трюки. Ничего подобного! Меня учили приручать нормальную кобру.

Алматинка, младший научный сотрудник лаборатории орнитологии и герпетологии Института зоологии Юлия ЗИМА ради рептилий нашла работу, связанную с постоянными разъездами, возможностью наблюдать и изучать змей в дикой природе. Через ее руки прошли разные змеи. Было, и кусала ее степная гадюка.

– Змеи не способны на любовь к человеку в нашем понимании, как собака или кошка, но они могут тебя терпеть, и за ними очень интересно наблюдать, – рассказывает Юлия Зима. – Общаться с ними приятно, они успокаивают, завораживают. В некоторых странах змей, как и лошадей, используют для лечения различных нервных заболеваний. Но у нас их больше боятся.

Любимая змея Юли – гадюка. Герпетолог говорит, что она очень своеобразна, отличается от других змей. Как-то герпетолог наблюдала ритуальный танец самца гадюки перед самкой. Когда подошли люди, самец стал отгонять их от своей избранницы.

– Когда люди такое наблюдают, рождаются разные небылицы, что змеи набрасываются на людей, гонятся за ними, но это всего лишь отстаивание своего права на территорию, – поясняет специалист.

Я спросила: а если перебороть в себе страх перед змеями, то в жизни уже ничего не страшно?

– Это миф. Переборов один страх, мы не перестаем бояться чего-то другого, например, высоты или замкнутого пространства, – говорит наша собеседница. – Вот я боюсь коров, если в поле они на меня идут…

– А если кобра примет стойку?

– К сожалению, с коброй я ни разу не встречалась в природе, – говорит Юля. – Это такая же змея, как другие. Просто нужно проявлять большую осторожность. Когда люди теряют на любой работе ощущение страха, последствия могут быть опасные.