Чем террорист отличается от тещи? Как уладить конфликт дома и на работе, казахстанцам рассказали эксперты

Этой и другой полезной информацией поделились спикеры международной конференции по образованию EdCrunch Reload 2022, что прошла в Алматы. Подробности - в материале корреспондента медиапортала Caravan.kz.

Чему должны учить в школах?

Дети - очень яркий индикатор работы системы образования, школы, учителей. Мой сын, студент колледжа, недавно признался: на отдельных школьных уроках вместе с одноклассниками играли в разные игры, спали, потому что было скучно - и детям, и учителю. В колледже он не пропустил ни одного занятия. Какими должны быть школы будущего? Чем можно заинтересовать подрастающее поколение, которое живет в гаджетах?

Глобальный эксперт по вопросам образования, председатель и член различных экспертных групп Гер ГРАУС уверен: в будущем останутся и школы, и учителя, но они будут изменяться:

- Обучение в школах будущего должно больше служить ребенку, чем коллективу, школе. Мы много лет посылаем детей в школы, чтобы они смотрели вперед, поднимали руку, так было и сто лет назад. И школы сильно отстают.

По мнению спикера, в них мало места, например, для спонтанного любопытства. Часто детей обучают тому, чтобы они служили только экономике. Но забывают об искусстве, которое тоже влияет на развитие молодого поколения. И очень важно, чтобы ребенок сам нашел для себя любимый вид занятий, который будет его вдохновлять, развивать. Обучение должно происходить и вне стен учебного заведения, и в этом подрастающему поколению должны помогать взрослые. Как и рассказывать об имеющихся в мире профессиях. Как показал один из экспериментов профессора, часто дети мечтают лишь о тех профессиях, о которых знают (пилота, врача, водителя, мойщика окон), потому важно открывать для них границы.

- Школа должна стать местом, где дети уверенно столкнутся с будущим, научатся справляться с неожиданными ситуациями, людьми, у них должна быть цель. Технологии будут их слугами, а не лидерами, - продолжает эксперт. - Лидерами останутся хорошие учителя. Одно из ремесел прекрасного учителя - подобрать пазлы, мозаику, партнерство, которые усложняют учебный процесс, но за это ему и платят. Надо лучше знать своих учеников, это помогает выстраивать с ними отношения.

Адекватные коммуникации и свобода выбора

Отдельная дискуссия конференции Как конкурировать с роботами, и чему учить детей - рассказали эксперты была посвящена критическому мышлению как суперсиле. Это качество указывают работодатели при поиске претендентов на вакантные должности, оно же - дополнительный «плюс» CV. В каком же возрасте его развивать? Стоит ли абсолютно все подвергать сомнению? Если да, то где искать истину, когда Google выдает 500 разных вариантов?

Исследования классических психологов показывают: определенные мыслительные операции недоступны людям до определенного возраста. Стадия формальных операций, которая связана с абстрактным мышлением, по старым исследованиям формируется в 14-15 лет, сейчас, возможно, раньше, - говорит заведующий лабораторией проектирования образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Тарас ПАЩЕНКО. - Но это не значит, что мы не можем с раннего детства , когда человек начинает понимать, владеть речью, формировать в нем какие-то ценности. С детьми надо разговаривать, объяснять, почему то или иное явление формируется так, узнавать его мнение на этот счет…Если у ребенка возникает образ взрослого человека, который не просто раздает указания, а объясняет, почему нужно поступить тем или иным образом, ребенок эту модель усваивает и после воспроизводит.

Словом, в основе - адекватные коммуникации и свобода выбора , - резюмировала теле- и радиоведущая Тутта ЛАРСЕН.

Открытость, общение, четкое представление того, какую цель вы преследуете, подвергая сомнению информацию, чтение, изучение разных источников - это и многое другое помогает развить полезный навык. Обратная сторона критического мышления - креативное мышление: человек не только должен подвергать все сомнению, но и творить. Проверяй и твори.

Волшебное слово «почему»

Искусство переговоров - еще один навык, необходимый современному человеку так же, как коммуникабельность, открытость. Этому не учат в школах, а ведь обладай каждый из нас определенными знаниями по управлению конфликтами, многих опасных ситуаций, неприятностей удалось бы избежать. А если смотреть шире - мир мог бы стать другим. Своими знаниями поделился ведущий эксперт по проведению переговоров, основатель NEST Group Моти КРИСТАЛ.

-Я вообще веду переговоры с плохишами - террористами, киберпреступниками, - рассказывает эксперт. - Знаете, чем террорист отличается от тещи? С террористом можно договориться! В последние годы я берусь за сложные случаи, когда у людей очень тяжелые ситуации. Я работал на четырех министров Израиля, участвовал в переговорах израильско-палестинского конфликта. Есть израильтяне, уверенные, что палестинцы хотят их убить, и, наоборот, есть палестинцы, считающие, что их хотят убить израильтяне. Это большая ошибка, допускаемая нашим мозгом. Важно усвоить: два человека смотрят на одну и ту же реальность с разных сторон и видят разное. Мы - разные и всегда разными глазами смотрим на одну и ту же ситуацию.

По словам спикера, чтобы преодолеть конфликт, надо разобраться и как можно чаще задавать вопрос оппоненту «почему?».

Чаще главная причина конфликта - желание справедливости, чтобы к твоему статусу отнеслись с уважением, тебя услышали. Обычно, говорит спикер, мы не думаем о том, что происходит в голове у другого человека, в чем причина его поведения. А важно попытаться разобраться - что же послужило мотивом такого поведения? Каков подлинный интерес оппонента, какими глазами он смотрит на мир? И, наконец, попытаться залезть в его шкуру.

Всегда отделяйте человека от проблемы. Дайте возможность людям высказаться, сбросить свои эмоции. Скажите, что понимаете их, но не одобряете их поведение.

Чему же детей могут научить в школе?

Прививать культуру взаимного уважения, учить обращаться с людьми так, как вы хотите, чтобы обращались с вами, - продолжает эксперт. - Корень этой мудрости - в принципе взаимности. Демонстрируйте уважение к ученикам, даже если вы не во всем с ними согласны. Это важный принцип работы с террористами, киберпреступниками. Когда я веду переписку с киберпреступниками, всегда пишу: «Мы ценим ваш профессионализм».

И второе - обучить детей и самим не реагировать на ситуацию на основе быстрой диагностики. Если мой студент не сдал вовремя работу, я никак не буду реагировать до тех пор, пока не узнаю, почему так получилось. И только потом смогу правильно реагировать.

Ну а если человек оказался в центре конфликта, Моти Кристал рекомендует вспомнить слова великого переговорщика Роджера Фишера: «нужно подняться на балкон», точнее, выйти из помещения, где происходит конфликт. И - подумать.