Чем раньше, тем лучше

– Михаил Иванович, мы привыкли считать, что онкозаболевания – это приговор. Однако врачи в последнее время убеждают, что это не так.

– Последние 20–30 лет ознаменованы бурным развитием онкологии.

Благодаря опыту врачей, накопленным знаниям, новым открытиям резко повысилась эффективность лечения больных раком. Я помню, в 80-е годы, когда мы оперировали больных с раком желудка и легкого, почти все они умирали, не успев выписаться. А сегодня пациенты, которые вовремя прошли современное лечение, нормально живут, работают.

Потому специалисты-онкологи основной упор делают именно на создание в странах СНГ противораковой службы при минздраве того или иного государства. То есть в любом регионе должен действовать отдельный департамент онкологической службы.

– Что вы думаете о национальном проекте “Здоровье нации”, принятом во всем мире, в том числе и в Казахстане?

– Проект “Здоровье нации” в любой цивилизованной стране включает применение скрининговых программ, то есть выявление злокачественных опухолей на ранних стадиях. Однако следует понимать, что подобные программы работают только тогда, когда имеют государственную поддержку, как это принято, скажем, в Японии, где действует около 40 (!) государственных программ мониторинга здоровья населения. При этом все оплачивает государство, поскольку понимает – это выгодно экономически: меньше больных, меньше инвалидов, больше трудоспособного населения.

Казахстан, кстати, в этом направлении даже опережает Россию, несколько программ здесь уже работает. Насколько мне известно, в 2013 году у вас запускается программа по раннему выявлению рака пищевода, желудка и легкого. В ближайшее время это даст существенный эффект с точки зрения количества выздоровевших людей.

– Можно ли говорить, что онкология идет вслед за индустриальным развитием?

– В нашем случае онкология идет впереди, поскольку ни Россия, ни Казахстан, ни любая другая страна в составе СНГ не могут считаться передовыми. Наше здравоохранение развивается по колониальному принципу. Мы все покупаем. По сути, нет медицинской и фармацевтической промышленности. Не развито приборостроение. Но технологии можно купить и создать, а вот сохранить научные школы важнее. И в этом смысле на территории СНГ полный порядок, поскольку у нас сохранилось много научных и практических школ, с которыми трудно конкурировать нашим западным коллегам. Российская модель, которая применяется и в Казахстане, лидирует с точки зрения клинического значения. В разделе онкохирургии нам нет равных.

– Тогда почему люди по-прежнему продолжают лечиться на Западе?

– Тут дело в менталитете. Думают, если Запад – значит лучше. А я вам скажу, что каждый год 30–40 человек к нам приезжают лечиться из Америки и Европы. С другой стороны, многие едут на Запад за сервисом, который лучше, чем здесь. Это правда. Но качество нашей медицинской помощи ничем не уступает тем же американцам. Поверьте мне.

– Вы говорили о том, что в Казахстане на развитие онкозаболеваний влияют национальные традиции питания – в частности, употребление жирной баранины и горячего чая. А какие еще факторы могут воздействовать на образование рака?

– Неблагоприятная экология, ионизирующая радиация в некоторых регионах Казахстана. Кстати, точно установлено, что радиация вызывает другие виды заболеваний воспалительного характера, которые тоже могут привести к раку. И, как ни банально это прозвучит, – курение. Двадцать выкуренных сигарет в день увеличивают вероятность развития рака в 20 раз, причем не только рака легкого, но всего остального, даже рака шейки матки.

Имеет значение и возраст. Чем старее человек, тем больше вероятность возникновения злокачественного новообразования. С возрастом человек накапливает болезни плюс к этому нажитые стрессы, влияние которых на образование рака еще давным-давно доказал русский физиолог Иван Павлов.

 – Как вы относитесь к некоторым средствам народного лечения рака, в частности, иглоукалыванию, точечному массажу, которые имеют огромную популярность в Азии?

– Я проработал в Юго-Восточной Азии с 1983 по 1985 год и специально занимался этим вопросом. Все эти игры с восточной медициной хороши для людей, далеких от онкологии и имеющих какие-то хронические внутренние и наружные формы заболевания. В борьбе с раком они не помогают.

 – И последний вопрос: все-таки настанет ли тот день, когда рак будет окончательно излечим?

– Он и сейчас полностью излечим, но только на ранней стадии. Поэтому весь вопрос в раннем выявлении опухоли. В расширении скрининговых программ ответственность лежит на руководстве страны. В то же время сам человек должен понимать, что спасение в нем самом. Нужно вовремя обследоваться.

Астана

Автор: Лев Скрипин