"Чем отличаются политики национального уровня и государственные деятели страны" - казахстанский политолог

Чем отличаются политики национального уровня и государственные деятели страны? Политики гоняются за рейтингами и стараются следовать общественному мнению. За это осуждать их или относиться к ним с долей сарказма не следует. У политиков национального уровня своя миссия. Подробнее об этом порассуждал отечественный политолог Ерлан Саиров

Государственные деятели руководствуются национальными интересами страны и иногда не могут себе позволить прислушиваться к общественному мнению и вопросам популярности в собственной стране.

Ради национальных интересов страны они готовы идти на многие издержки, которые касаются их самих.

Мы живем в непростое время. Потсдамские решения и Хельсинкский заключительный акт потеряли свою актуальность.

Турбулентность и нестабильность становятся главными факторами современности. В мире присутствуют, казалось бы, взаимоисключающие тенденции и направления. С одной стороны, граждане повсеместно требуют открытости и прозрачности принятия государственных решений, расширения собственных прав. С другой стороны, некоторые страны, как Китай и Россия, пытаются оформить какие-то гарантии собственных национальных интересов. Сегодня они являются «возмутителями спокойствия» на земном шаре.

Эти две страны являются нашими непосредственными соседями и самыми крупными торговыми партнерами.

Товарооборот с Китаем у нас 11,5 миллиарда долларов, с РФ – 18,2 миллиарда долларов. Инвестиции из РФ достигают цифры 12,2 миллиарда, из Китая - 8,2 миллиарда долларов, не считая транзита товаров этих стран через территорию нашей страны. За этими цифрами кроются рабочие места, налоги, таможенные и транспортные сборы в пользу нашей страны.

Конечно, нам бы хотелось иметь общие границы с европейскими странами, США и стать их соседями, как Канада, например.

Но реальность совсем другая, и за эту реальность будут отдуваться наши государственные деятели.

У них главная задача - сохранение государственности и территориальной целостности страны. Ради этого они должны идти на различные непопулярные меры, делать на первый взгляд непонятные и неправильные заявления.

Они теряют престиж среди собственных сторонников, имеют репутационные издержки. Но они на эти шаги идут ради национальных интересов страны. Об этом следует помнить всегда.

Общество, граждане могут негативно относиться к их действиям и заявлениям. Иметь собственное мнение по многим аспектам внешней политики. Как и в любой демократической стране, они имеют право критиковать избранных государственных деятелей. Это законное право наших граждан.

К сожалению, от этого наша государственность не станет более крепкой и фундаментальной, мы не сможем быть наравне с крупными державами.

Мы есть мы (Казахстан), они есть они (крупные мировые державы).

Более того, западные  страны, к ценностям которых мы стремимся, могут не с большим энтузиазмом воспринимать наши желания интегрироваться с ними.

Дело в том, что у них тоже есть свои собственные национальные интересы, и, возможно, мы особо не вписываемся в их сценарии.

Хотя стандарты социального развития, фундаментальные вопросы прав человека и свободы граждан западных стран для нашей страны должны быть  универсальными.

В этом вопросе мы должны воспользоваться всеми возможностями. Для этого в первую очередь надо развивать политическую культуру. Только через открытую политику можно достичь высоких социальных стандартов и воспитать граждан страны. Вот почему мы нуждаемся в политической модернизации.

В этом точка соприкосновения политиков национального масштаба и лиц, имеющих мандат народного доверия…

Географическая отдаленность с Западом не должна быть помехой интеграции социальных и общественных ценностей.

Но всегда следует помнить о наших соседях. Они есть, и они всегда рядом, - резюмировал господин Саиров.