Чем опасна стерилизация продуктов - эксперт

На вопросы “Каравана” отвечает главный специалист управления санитарно-гигиенического мониторинга филиала НПЦСЭЭиМ НЦОЗ МЗ РК Нысангали КОЖАХМЕТОВ.

– Мне кажется, сегодня казахстанцев больше волнует опасность мобильной связи 5G и применения в быту микроволновок с неионизирующим излучением. Вы считаете, есть более актуальные темы?

– Разумеется, знать о негативном влия­нии микроволновых печей и современных систем связи важно! Но это другая сфера гигиены. Я же специалист по радиационной гигиене.

Человек всегда находится под воздействием радиации, естественной или созданной руками Homo sapiens.

Проблема в том, что ни один из наших органов чувств не может обнаружить ее наличие, если только человек не измерит ее с помощью счетчика Гейгера. К примеру, массовое диагностирование легких методом компьютерной томографии (КТ), которое во время пандемии COVID-19 достигло необычайных масштабов, вызвало у ученых Института радиационной безопасности России большую тревогу. Ученые предупреждают, что через 10 лет после пандемии коронавируса ожидается рост такого рода радиационно-индуцированных заболеваний. А ведь кроме КТ мы широко используем рентгенографию, флюорографию.

Сегодня радионуклиды вообще получили широкое применение в медицине. Например, есть такое направление, как ядерная медицина. Это лучевая диагностика и лучевая терапия онкологических заболеваний. Например, в вену вводят радиофармпрепарат, при помощи которого сканируют внутренности организма и высвечивают онкологические очаги. Также проводят диагностику других заболеваний: кроветворной системы, сердечной недостаточности. Это вещество высвечивает здоровые клетки одним цветом, а пораженные – другим, четко отмечая контуры патологии.

Есть еще радиационный гамма-нож, который хирурги используют для проведения бескровных операций на головном мозге. При опухолевом очаге небольших размеров без скальпеля им отделяют пораженную ткань от системы питания и удаляют. Всё происходит без кровотечений и тяжелых последствий, без проникновения в орган инфекций. Это одно из прогрессивных достижений в медицине, использующих радиоизлучение.

Порочная практика

– Но существует и другая практика, когда врачи, надо или не надо, направляют своих пациентов на радиологические обследования. Например, у детей до 12 лет организм сильно отличается от взрослого: органы маленькие и очень радиочувствительные. А компьютерная томография, рентген-аппараты, флюорографы рассчитаны на здорового взрослого человека весом 70 килограммов и выше. Представляете, какую дозу в таком случае получает ребенок!

Я вел статистику в одном из родильных домов: там каждого второго новорожденного направляли на КТ или УЗИ, так, на всякий случай, при подозрении на гематомы или ущемление сосудов головного мозга при родовых травмах.

Приходилось предупреждать врачей, что даже после однократного КТ этот малыш потом может отставать от своих сверстников на 4–5 лет в развитии.

Будет просыпаться по ночам и плакать из-за большой радиологической нагрузки.

Между тем, если у ребенка высокое давление или где-то неправильно работает кровеносная система, по пульсации родничка на его голове это будет видно и так. Можно назначить УЗИ. Оно нерадиоактивно. И у детей хорошие восстанавливающие способности, раны заживают быстро, в том числе и внутренние. Поэтому я всегда рекомендую педиатрам использовать альтернативные методы! Нас ведь этому учили в мединституте!

Неправильная еда

– Вообще, физиология человека – интересная наука. Если правильно проводить оздоровительные мероприятия, то любое заболевание можно лечить даже без лекарств. Просто всё дело в том, что мы чаще живем и едим неправильно.


Нысангали КОЖАХМЕТОВ

Вот сейчас почти 80 процентов продуктов к нам завозится из-за границы. Чего только нет: экзотические морепродукты, бананы, цитрусовые!.. Но уже доказано и отмечено в информации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), что многие страны обрабатывают овощи и фрукты методом радиационной стерилизации, причем дозами, больше допустимых 10 миллигрей (единица поглощения дозы излучения). Чтобы до покупателя всё дошло в хорошем товарном виде. При этом снаружи продукта никаких изменений не видно. Он сохраняет хороший свежий вид и даже запах. А вот внутри клетчатки этих овощей и фруктов образуются свободные радикалы. Вот вас не удивляет, например, что весной в супермаркетах мы покупаем свежайшие, будто только что снятые с веток, яблоки? И с умилением мы отдаем их своим малышам. А у ребенка до 18 лет иммунная система еще не до конца сформировалась, его организм воспринимает чужеродные вещества, будто свое родное. А они тем временем воздействуют на его организм.

Или, к примеру, чтобы защитить пшеничное зерно от вредителей, генные инженеры встраивают в его ДНК ген кошки.

Это отпугивает мышей и других грызунов, и они не портят продукт. Таким образом сейчас борются с голодом, производят генетически модифицированную продукцию (ГМО), чтобы накормить 8-миллиардное население планеты. При этом сами разработчики ГМО ее не едят, знают, что неполезно. Хотя вред от нее обнаруживается не сразу. Эффект может проявиться в следующих поколениях.

Опасные объекты

– Наша страна богата полезными ископаемыми, – продолжает рассказ Нысангали Батталович. – Японцы, зная, какие богатства имеет Казахстан, удивляются. На снимках из космоса наша земля отмечена черным и коричневым оттенками, потому что в ней много полезных ископаемых, начиная с урана. А где уран, там элементы всей таблицы Менделеева. В том числе радий, торий, палладий, висмут, золото…

С одной стороны, это хорошо для нашей промышленности и экономики. С другой – если не соблюдать технические параметры их добычи, которые контролировать очень трудно, происходит загрязнение окружающей среды. Например, уран сейчас добывается методом подземного выщелачивания, всё происходит под землей. И мы, санитарные врачи, не отбирая контрольных проб, не можем сказать, что не происходит загрязнения экологии.

Нефть и радионуклиды

– И еще. Мы – нефтяная страна. А нефть и газ у нас содержат сопутствующие продукты урана – большие концентрации естественных радионуклидов и парафина. От этого ее цена почти в 2 раза ниже, чем у российской или арабской. Парафин зимой замерзает, и откачивать такую нефть сложно. Но ни на одном из трех нефтеперерабатывающих заводов я не видел технологии по очистке нефтепродуктов от радионуклидов.

Сейчас женщины используют косметику, которая делается не из природных компонентов, цветов и растений, как раньше, а из нефтепродуктов.

Если их не очищать от радиации, то всё попадает им на лицо, на слизистые оболочки и накапливается годами. А потом они начинают страдать от аллергии. И никто это не афиширует.

Изготовители сами решали, какие компоненты им применять. Когда поступали жалобы на недобросовестное предпринимательство, сами разбирались с потребителями в суде.

Хорошо, что в новом Кодексе “О здоровье народа и системе здравоохранения” строку о выдаче санэпидзаключения на продукцию и товары вернули.

Ведь наш комитет так и называется: комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг.

– А что теперь делать, если у нас во всех супермаркетах, на рынках и базарах продают радиационно стерилизованные завозные овощи и фрукты?

– Лучше, конечно, пользоваться отечественной продукцией. Это и экономически, и политически более верно. И кушать лучше червивые, но свои яблоки, мелкую свою картошечку, чем крупную чужую и генетически модифицированную.

– Легко сказать. Приходишь на базар, спрашиваешь продавца: “Откуда товар?”. – Тот с удовольствием сочиняет: “Из Маловодного!” или: “Из Кордая”. Хотя на самом деле он привезен из дальних стран.

– По внешнему виду яблоки, выращенные в Маловодном, всегда можно отличить от привозных и даже от кыргызских или узбекских.

– Но стерилизация, если не превышать дозу, она же безопасна?

– Да. Хороший эффект имеет стерилизация медицинских изделий. Если раньше в больницах и медпунктах проводили трудоемкую процедуру кипячения многоразовых шприцев, то сейчас их легко обеззараживают облучением в нашем Институте ядерной физики.

Если не превышать дозу в 10 мГр, то и стерилизация продуктов не представляет опасности, зато защитит их от микроорганизмов, которые в отличие от человека очень чутко реагируют на самые малые дозы радиации. А если прошла слишком большая доза, они и в радиусе километра не подойдут к этому месту. Это люди не распознают стерилизацию, могут кушать, трогать, лежать, спать на облученных вещах. Радиация ведь нам не видна, не имеет ни запаха, ни вкуса. Мы с тобой не одной крови: генетически модифицированная еда не пользуется спросом в Казахстане

– Но экспортеры, может, все же соблюдают норму облучения меньше 10 мГр для обработки апельсинов, бананов, овощей?

– Для своих стран – да, соблюдают. А если товар предстоит везти через океан, его транспортируют минимум месяц водным транспортом, а потом еще на поезде или автомобиле до точек распродажи. И минимальный срок доставки получается около двух месяцев. Представьте, как сорванный два месяца назад банан сохранит свою первозданную свежесть? Есть только один способ – облучение достаточной мощности, иначе он испортится.

– А может, эта радиация выветрится за такое время?

– Выветривается она в ту же секунду. Но коварство радиации в том, что сама она уходит, а вот ионизация атомов остается. И внутри организма человека это может вызвать болезнь. Ведь ионы – это неустойчивые активно действующие частицы. Свободные радикалы, возникшие при этом процессе, могут существовать от долей секунды до нескольких лет.

И, поедая такой вполне “живой” банан или апельсин, мы ощущаем его вкус и не замечаем, что он сорван и облучен два месяца назад. Но, когда он попадает внутрь организма взрослого человека, наш иммунитет его распознает и не использует для жизнедеятельности, а сразу выбрасывает вместе с потом, фекалиями и мочой.

А у ребенка при поедании таких подвергшихся мощной стерилизации продуктов, а также генетически модифицированных, возникают изменения в ДНК.

Никаких признаков заболевания сразу не обнаружится, но переданная от матери, отца, дедушки, бабушки информация, сохраненная в ДНК, будет разрушаться и перестраи­ваться. И в следующих поколениях проявится аномалия.

– Как профилактически не допустить их негативного влияния на организм?

– Выводить вредные вещества, в том числе и радионуклиды, помогают мочегонные средства, настои трав. Нужно употреблять в большом количестве калийсодержащие продукты – это курага, изюм. И пить надо не чай или кофе, а лучше всего чистую воду с утра натощак, а также за полчаса до еды. Можно стакан, два, если можете – литр. Чистая вода лучше всего выводит все ненужные вещества. Хорошо выводятся они и при двигательной активности. Тогда организм даже без дополнительного приема мочегонных или потогонных средств сам выводит всё ненужное.

АЛМАТЫ