Тема повышения акцизов на сегодняшний день очень популярна. Правда, если в соседней стране активисты предложили 900 тенге за пачку на территории Евразийского экономического союза, то наши требуют 1200 именно для Казахстана.
Очевидно, что такое предложение не останется без внимания общественности. И чтобы узнать, как подобные инициативы могут сказаться на экономической и социальной устойчивости Казахстана, редакция Caravan.kz обратилась к отечественному блогеру и эксперту Денису КРИВОШЕЕВУ.
- Курильщиков превратили в изгоев. Теперь они соглашаются на все и своих прав уже никак не защищают. Соответственно, чем ущербней потребительская группа, тем легче устанавливать свои правила. Ранее я говорил, что человек становится единственным источником доходов государства. Раздавая деньги, они затем пытаются вернуть их обратно, а повышение ставок на акцизы – это один из способов.
Поможет ли это в борьбе с курением? Конечно же нет! Вместо легальных сигарет появится огромный подпольный рынок. Уже сейчас, когда они подняли цены на табак до около 350 тенге, получилось что 5-7% рынка – это нелегальная продукция, которую можно купить за куда меньшую сумму денег. Соответственно, бюджет от этого страдает. Но как только они поднимут цены до 1200 тенге, объем нелегального рынка достигнет половины, а то и больше. И доводы о том, что люди будут курить столько же и за такие деньги – с точки зрения экономики просто физически несостоятельны.
Что мы получим? Огромный поток нелегальных денег, которые могут использоваться совершенно по-разному: к примеру, финансирование терроризма. А учитывая то, что наши правоохранительные органы сильно коррумпированы, я не думаю, что они все будут бегать и бороться с продажей нелегальных сигарет.
Можно провести параллель с Европой. Сигареты там стоят около 10 долларов – 0,3% от зарплаты среднестатистического гражданина (3 тыс евро). Если же у нас поднимут стоимость одной пачки до 1200 тенге, то это получится 1% от средней зарплаты казахстанца.
Джамиля Садыкова, которая пропагандирует повышение цен на сигареты, зарабатывает на этом деньги. Когда я попросил раскрыть отчетность ее общественной организации, чтобы узнать, на что уходят миллионы от минздрава и пр., мне сказали, что это – не мое дело.
Так что говорить об этом в положительном свете – безумие и популизм. Ведь в итоге получается, что единственные, кого в нашей стране можно «педалить», показывая свои возможности, – это курильщики. Больше в Казахстане бороться ни с кем не хотят.
- А какая мера, на ваш взгляд, будет более эффективна и благоразумна?
- Улучшать качество жизни. Человек хочет жить долго и счастливо только тогда, когда видит смысл этой жизни. Это не экономический вопрос, а социальный. А если же государство желает собирать больше налогов с людей путем акцизов, то оно не должно прикрываться каким-то общественным благом, как это происходит сейчас. Лучше уж сказать, как есть: «нам не хватает налогов, мы будем собирать».
Но если это предложение (повышение цен – прим.ред.) воплотится в жизнь, мы с вами получим такую организованную преступность, которую не видели со времен 90-х годов.