Чем мерить будете?

Новшество, предлагаемое Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, по оценке и дополнительной оплате за работу чиновников в отечественных реалиях, по мнению политолога Досыма САТПАЕВА, может трансформироваться в извращенную форму. Однако при соблюдении нескольких “но” можно достичь хорошего результата, при котором, проще говоря, хорошо будет и самим госслужащим, и простым гражданам.

Заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Айгуль ШАИМОВА рассказала о внедрении новой системы оплаты труда, которую планируется внедрить в Казахстане в 2018 году в рамках пилотного проекта. По предварительным расчетам, на уровне местных исполнительных органов заработная плата может повыситься на сумму, превышающую половину установленной заработной платы того или иного сотрудника.

– Свыше 50 процентов – это только предварительные расчеты. Например, если это молодой начинающий специалист, уровень зарплаты которого составляет 158 тысяч тенге, то он будет получать 258 тысяч тенге. Пилотная апробация на сегодняшний день пока запланирована. Это будет наше агентство, также министерство юстиции и акимат Алматинской области, – отметила Шаимова.

Однако, по словам политолога Досыма Сатпаева, увеличение заработной платы за проведенную работу чиновникам уже сейчас порождает множество вопросов, а предлагаемое новшество не самый эффективный метод борьбы с коррупцией. В последнем случае нужно бороться с коррупционным сознанием, которое очень глубоко внедрилось в структуру госаппарата.

– Дьявол кроется в деталях. Даже решение о введении бонусной системы порождает много вопросов. Самый главный – кто будет решать начисление и сумму средств. Получается, что будет все на усмотрение вышестоящего начальства. Учитывая, что в Казахстане, как показывает практика, многие решения вышестоящим начальством часто принимаются не совсем объективно, то есть риск, что хорошие сотрудники могут остаться не у дел, – пояснил Сатпаев.

Он напомнил, что когда-то громогласно объявляли о внедрении принципов меритократии, согласно которым госаппарат формируется за счет талантливых и способных управленцев. Однако на практике вышло, что поддержка “отпрысков высокопоставленных чиновников или крупных бизнесменов” все еще встречается. Поэтому есть риск, что эти самые бонусы будут получать “особо приближенные”, а не “рабочие лошадки” в сельских акиматах или районных управлениях образования.

Другими словами, политолог выразил опасение, что идея, эффективно работающая в некоторых странах, например, Сингапуре, в Казахстане может трансформироваться в извращенную форму, при которой эти самые бонусы будут выделяться исходя не из объективных критериев оценки эффективности работы, а из субъективного пожелания вышестоящего руководства.

– Думаю, что в наших условиях мы опять телегу ставим впереди лошади. То есть, не меняя сознание наших чиновников, пытаемся внедрять новые методики, которые в странах происходили после эффективно проведенных административных реформ. Бонус – это вишенка на торте, но нужно сначала сам торт испечь. А его у нас все время пекут и пекут – уже сколько было реформ. Когда все это начинают презентовать и, более того, пробовать на вкус, то, мягко говоря, получается не совсем съедобно, – подчеркнул собеседник.

Может сложиться и другая ситуация, когда простые казахстанцы, узнав, что тот или иной чиновник получил бонус, не будут знать, на каком основании это решение принято. Однако, по словам Сатпаева, выход при желании можно найти. Примером послужила проводимая ранее оценка эффективности работы акимов, где можно было, образно говоря, ощутить на себе результат работы в виде сокращения безработицы или повышения качества жизни.

– Оценивать работу рядового чиновника намного сложнее. Потому что есть определенные пункты, имеющие аморфный характер. Например, бумажная работа. Поэтому, мне кажется, что, наоборот, этот механизм бонусной оплаты нужно в первую очередь внедрить для тех, чью деятельность сейчас можно легко измерить. По крайней мере, это было бы началом довольно неплохим, – предположил Досым Сатпаев.

Другая часть – эффективное обновление аппарата, на который может уйти немало времени, однако без которого никак не получится изменить проводимую работу в лучшую сторону. Здесь, как добавил спикер, есть еще одно “но” – реформа должна проводиться не только самими чиновниками, но и должна находиться под довольно жестким контролем общественности.

– Граждане должны четко знать, как все проводится, на каком уровне они могут реформу контролировать, потому что не стоит забывать, что она проводится не для отчета, а для повышения работы с точки зрения эффективности для нас с вами. Самый главный вопрос, который я хочу как раз задать: как это все скажется на повышении эффективности работы конкретного чиновника? И как это все повлияет на конкретного гражданина нашей страны, который ждет именно качества? – отметил политолог.

Поэтому, по его мнению, на данном этапе задача-максимум – провести не мифическую, а реальную административную реформу с точки зрения повышения работы госаппарата и снижения коррумпированности. Программа-минимум – вводить новшество лишь для тех чиновников, чью работу можно будет легко измерить.

Астана