– Балтийские жители, обычно скупые на эмоции, приняли произведения почтенной художницы с изумлением. Их поразило буйство красок и эмоций, – рассказывает дочь мастера Мадина ЕРАЛИЕВА. – Для людей, живущих в северных широтах, где мало солнца, такая яркость цвета не совсем привычна. А вообще в Прибалтике очень трепетно относятся к искусству. Нам кажется это удивительным, но в Вильнюсе, на небольшом пространстве, очерченном рекой Вильняле, есть целое государство в государстве – республика Ужупис (Заречье) площадью в 60 гектаров, со своим флагом, гимном, с 7 тысячами жителей. Это страна художников, поэтов и музыкантов.
– При помощи Евросоюза в Ужуписе построили арт-инкубатор, – продолжает рассказ Мадина. – В нем собираются представители изобразительного искусства, дизайнеры. Им дают студии для работы, площадки для выставок. Причем все сделано без особых затрат, зато с изюминкой.
Вообще, это интересный опыт. Его можно бы перенять и нам. Ведь люди богемы небогаты, а это дает такие возможности для творчества! Сейчас Ужупис стал излюбленным местом у туристов. В нем много уличных экспозиций. Выставку фоторабот, например, здесь могут обустроить прямо на стене набережной, либо соорудить на улице инсталляцию из полуразрушенных пианино, или в качестве особого произведения выставить палатку, побывавшую, скажем, где-нибудь на заоблачных вершинах Тибета. Вот такие фишки!..
Как раз в этом месте и состоялся первый показ картин Раузы Ералиевой. А потом во время проведения посольством РК "Казахстанской весны в Литве" и "Казахстанского лета в Латвии" выставка с успехом прошла еще в четырех городах Балтии: в Университете Каунаса, в промышленном и портовом городе Клайпеде, где ее посетил сам мэр. После этого картины переместились в латвийскую Лиепаю и в столицу Латвии Ригу.
– Интересно было послушать местных женщин из семей бывших репрессированных в Лиепае, – замечает дочь художницы. – Одна из них рассказала, как довелось жить в лагере, входящем в систему А.Л.Ж.И.Р., в районе Атбасара. Тогда она была маленьким ребенком, но хорошо помнит Казахстан и отзывается с теплотой. И еще среди зрителей были люди поколения, жившего в нашей стране во времена СССР. Общение с казахским искусством пробудило в них ностальгические нотки.
– От кого исходила идея показа картин Раузы Ералиевой в Прибалтике?
– Так сошлись звезды, – говорит Мадина. – Представители нашего посольства узнали о выставке в Алматы, прошедшей накануне 2019 года в Музее им. А. Кастеева, и попросили прислать им каталоги. Отобрали 28 произведений. Пришлось проделать довольно большую работу, чтобы договориться с властями пяти городов Литвы и Латвии, за 2 месяца показать картины всем заинтересованным и осветить это событие в СМИ.
Прежде местным жителям доводилось видеть в основном наше прикладное творчество и народных музыкантов. А тут иное – живопись, раскрывающая внутренний мир художника.
В полотнах Ералиевой присутствуют элементы экспрессионизма, импрессионизма, тонкий этнографический флер, есть картины в стиле ню. Это и потрясает!
К нам подошел мужчина, художник из Лиепаи, и рассказал, что раньше современная казахстанская живопись была для него темой неизвестной. И он считает, что полотна Ералиевой надо смотреть именно вживую, потому что фото картины не может передать всей гаммы чувств и того неуловимого состояния, в котором ее писал автор. Поэтому очень рад возможности видеть все своими глазами. Когда картина богата эмоциями, она становится как бы провайдером эмоций автора.
– А как реагировали зрители на обнаженные тела?
– А почему этого надо бояться? 80 процентов известных художников в мире имеют работы в этом сегменте. Почему нет? Все, что красиво, я считаю, должно присутствовать на полотнах. Здесь лишь вопрос в том, насколько мы боимся своих эмоций.
– А их не удивил возраст художницы?
– Удивило то, что она до сих пор творит, и настолько современно. Единственное, Рауза Ералиева не появляется на публике, поскольку не позволяет здоровье. Но душа-то не стареет, а успешные вернисажи вдохновляют на работу. И сейчас благодаря им она испытывает творческий подъем.
В республике Ужупис есть свой президент, четыре министра, Конституция, напечатанная на разных языках, в том числе на казахском. Она вывешена на одной из улиц района. В ней среди прочих статей есть и такие: “Человек имеет право жить рядом с Вильняле, а Вильняле – течь рядом с человеком… Каждый имеет право быть единственным и неповторимым… Осознавать свою ничтожность или свое величие… Каждый имеет право ничего не понимать”… Но “никто не имеет права совершать насилие или покушаться на вечное...”. Еще с XVI века в этом месте Вильнюса, за рекой, селились ремесленники и городская беднота. Район прежде был довольно унылым и депрессивным. Но однажды вдруг всё изменилось! В заброшенных домах поселились люди искусства – поэты, музыканты, художники, режиссеры. И уже через пару лет богема изменила Заречье до неузнаваемости. Стены разрисовали граффити, на улицах установили скульптуры и арт-объекты, а в обветшалых домах открыли выставочные пространства, галереи, мастерские и кафе. С тех пор рядом с утлым жильем появились элитные новостройки. И этот район в столице Литвы стал модным и престижным, а квартиры и дома – самыми дорогими.
АЛМАТЫ