Не хватало почти всего: винтовок, пулеметов, пушек, патронов и снарядов, сапог, шанцевого инструмента. В достатке было только два вида резервов: мобилизационный резерв – люди, и продовольствие.
С начала века экономика России росла как на дрожжах. С 1885 по 1913 год рост ВВП империи составлял около 5,7 процента в год. Среднегодовой прирост промышленной продукции в 1910–1913 годах превысил 11 процентов. По объему промышленного производства Россия 1913 года занимала пятое место в мире. В истории это было первое экономическое чудо. На таком подъеме русское военное министерство считало, что страна к войне готова. Тем более империя обладала самой многочисленной в мире сухопутной армией – 1 миллион 300 тысяч человек.
С такой же эйфорией патриотического подъема страна шла на войну. Военные успешно провели мобилизацию. По ее результатам под ружьем оказалось 5 миллионов 300 тысяч человек. И тут оказалось, что такому войску для вооружения не хватает минимум 300 тысяч винтовок.
Точно такая же ситуация возникла со всеми другими предметами снабжения. Русская промышленность поднапряглась. Увеличила производство. Подняла цены на продукцию… И начала отказываться от заказов правительства. Санкт-Петербург начал слать эмиссаров во все промышленные страны мира с просьбой продать оружие. Постепенно оружейный голод был преодолен. Дефицит снабжения был, но поставки стали более стабильными.
Лишь в одном армия не смогла обеспечить себя – кадрами.
Уже через год войны выяснилось, что в век техники дефицит офицеров и просто образованных людей ничуть не менее фатален, чем нехватка винтовок или самолетов. Просто потому, что без них невозможно управлять войсками.
В 1912 году в русской армии было 50 тысяч офицеров и генералов. Боевые потери офицерского корпуса в 1914–1917 годах составили 71 тысячу человек. 94 процентов из погибших – 67 тысяч – были младшими офицерами, командирами взводов и рот. При этом большая их часть (62 процента) полегла в первые полтора года войны.
Средний срок жизни младшего офицера на фронте был 10–15 дней. Через год после начала войны недокомплект офицеров составил 24 тысячи человек. В строевых частях пехоты недокомплект было выше половины.
Обученных кадров не было. Первое офицерское звание – прапорщик – мог получить солдат со средним и высшим образованием. То есть окончивший университет, институт, гимназию или реальное училище. В 1914 году доля лиц с таким образованием была 2 процента от населения России.
Для ускоренной подготовки офицеров для русской армии создали школы прапорщиков. В сентябре 1914 года работало шесть таких школ. В 1917 году уже 41. Во всех западных странах офицерский корпус пополнялся в основном студентами. Во “втором рейхе” в 1914 году при населении 68 миллионов человек было 139 тысяч студентов. В России, где жило 178 миллионов, студентов было только 123 тысячи.
В марте 1916 года пошла мобилизация студентов . В Москве и Санкт-Петербурге прислали 3 566 повесток. Явились на призывные пункты и оказались при этом годными меньше трети – всего 1 050 человек. Это было следствием общего падения патриотических настроений и банального недоедания всего населения.
Так же худо было с унтер-офицерским составом. Сегодня это аналог сержантов. Унтер-офицеров готовили в полковых учебных командах со сроком обучения 7,5 месяца. Обучение было больше практическим. Без теории. На классные занятия было отведено только 16 часов. Один из военных теоретиков прямо писал: “Можно сказать, что у нас почти нет вовсе унтер-офицеров в смысле требований, предъявляемых к ним за границею”.
Низкое качество мобилизационного материала было прямым следствием сословного общества в России. И знаменитого указа о кухаркиных детях 1887 года. Циркуляр “О сокращении гимназического образования” министра просвещения Ивана Делянова рекомендовал директорам гимназий при приеме детей в учебные заведения учитывать возможности лиц, на попечении которых эти дети находятся. Таким образом “гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих… не следует стремиться к среднему и высшему образованию”.
Напротив, главный противник России – кайзеровская Германия – в эти же годы ввела обязательное среднее образование. И к 1914 году 100 процентов населения страны имело образование, которое позволяло бы стать офицером в русской армии. Более того, треть солдат Германской имперской армии были студентами. Отсюда способность немецких войск к быстрому обучению, развитию новых приемов и тактики, устойчивость на поле боя, склонность к использованию более сложной техники и вооружения.
По проекту бюджета на 2017 год Казахстан начал активно сокращать расходы на образование. Более того, эта статья в бюджете оказалась меньше, чем расходы по обслуживанию внешнего долга РК. Конечно, мы переживаем кризис. Поэтому нужно сокращать все расходы государства. Все правильно. Если не знать, что минфин жестко сократил финансирование только этой сферы. По другим статьям, прежде всего на содержание госаппарата, расходы не уменьшаются.
Во время кризиса более правильным было бы, наоборот, увеличение расходов на образование. Пусть не высшего. Но обязательно среднего и профессионального. Больше знаний делают общество более мобильным. Тогда и экономические реформы будут более успешными. Если правительство, конечно, проводит такие реформы.