13 сентября вновь началось обострение армяно-азербайджанского конфликта. На вопросы о том, будет ли Казахстан участвовать в его урегулировании, корреспонденту Caravan.kz ответил политолог Александр Колмаков.
- Сейчас мы наблюдаем эскалацию конфликта между Арменией и Азербайджаном. Как этот конфликт может отразиться на взаимоотношениях между Казахстаном и этими странами?
- Казахстанскими обывателями конфликт между Арменией и Азербайджаном может восприниматься как географически отдаленный. На самом же деле у Казахстана с Азербайджаном есть общая морская граница, и он является важным партнером по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), который после временной остановки Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) рассматривается как главный альтернативный путь поставок казахстанской нефти в Европу. С другой стороны, Казахстан является партнером Армении по ОДКБ и в случае эскалации конфликта будет обязан вместе с другими членами организации отреагировать на обращение Еревана в эту организацию за военной помощью. Очевидно, что отправка казахстанских миротворцев не будет рассматриваться Азербайджаном как дружеский шаг, но и отказ от обязательств перед ОДКБ негативно отразится на репутации Казахстана. В связи с этим Казахстану выгодно сохранение мира на Южном Кавказе и скорейшее снижение эскалации конфликта дипломатическими методами. В том же самом заинтересованы и Россия, которой нежелательно отвлекать военные резервы от СВО на Украине, и Запад, для которого значение ТМТМ, как обходного маршрута из Китая в Европу, в условиях санкционного противостояния также возрастает. Поэтому, скорее всего, решения о введении миротворческого контингента ОДКБ в Армению не будет, хотя риски всегда сохраняются, особенно в условиях разворачивающегося кризиса международных отношений. Почему Казахстан не станет анти-Россией — эксперты
- Какие негативные последствия от этого конфликта могут быть для Казахстана?
- Если рассматривать негативный сценарий, в котором по каким-то причинам происходит эскалация конфликта, риски для Казахстана, безусловно, повышаются. С одной стороны, президент РК в этом году был вынужден в критической ситуации обратиться в ОДКБ, и отказ от ответных обязательств перед другими членами Организации будет воспринят как знак однозначно недружественный. Как на это отреагируют другие члены ОДКБ, предугадать сложно. С другой стороны, участие в миротворческой миссии, хотя и остается нежелательным, грозит Казахстану сравнительно меньшими рисками. Миссия миротворцев заключается не столько в ведении боевых действий, сколько в недопущении эскалации. Это может рассматриваться пропагандой, как противостояние Казахстана с Азербайджаном, но в рамках реалистического подхода такая оценка не выглядит убедительной. Можно предположить, что в этом случае последует ряд заявлений со стороны Азербайджана и Турции, которая поддержала Азербайджан во Второй карабахской войне, а также внеочередная встреча этих стран в рамках Организации тюркских государств (ОТГ), но вряд ли в отношении Казахстана последуют жесткие экономические санкции со стороны Турции или Азербайджана. Президент Турции заинтересован в развитии ТМТМ и других форматах сотрудничества с Казахстаном. Ему будет выгоднее и проще убедить Баку с пониманием отнестись к действиям Казахстана, чем обвинять Казахстан в предательстве идей пантюркизма.
- Как вы думаете, как будет реагировать руководство нашей республики в дальнейшем на эти события, ведь мы являемся страной-участником договора ОДКБ?
- Казахстан будет стараться, вместе с другими участниками Организации, погасить конфликт дипломатическими методами и приложит максимум усилий для того, чтобы до решения о вводе миротворцев ОДКБ в Армению дело не дошло. Так же МИД РК, скорее всего, будет вести работу и с Турцией и Азербайджаном. Война в Закавказье не нужна никому из стран региона и их крупных соседей, поэтому ввода миротворцев в Армению, скорее всего, не случится. Если же такое решение все же будет принято, Казахстану выгоднее в этом случае исполнить свои обязательства перед ОДКБ, активизировав дипломатические каналы с партнерами по ОТГ с целью донесения до них своей позиции по конфликту и объяснения шагов, предпринятых республикой.