Чем грозит казахстанцам новая концепция законопроекта о ЖКХ

Как оказалось, курирующее сферу ЖКХ ведомство – министерство по инвестициям и развитию – утвердило новую концепцию законопроекта РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунального хозяйства”, о которой мы писали в наших январских номерах. Сейчас отцы-реформаторы готовят непосредственно поправки в разные законы, затем, сведя в сравнительную таблицу, пропустят их через процедуру обсуждения, а там уже до мажилиса рукой подать. Пока дело у них в самом разгаре, поспешим и мы открыть глаза революционерам от ЖКХ на ту реальность, что они нам готовят, а заодно примерим на собственников эту самую жизнь. Исходить мы будем из их прежних идей, так кстати ставших достоянием гласности.

Ноу-хау

Итак, наши постоянные читатели помнят, что в прошлом номере мы уже начали это делать и рассматривали тогда саму новаторскую модель “один дом – одно объединение собственников имущества (ОСИ) – один банковский счет”. ОСИ, повторю, придут на смену КСК, последние реформаторами решено ликвидировать, как дискредитировавший себя элемент. Со статьей вы можете ознакомиться на нашем сайте caravan.kz. Мы разобрали минусы и плюсы для собственников от внедрения подобной системы, сегодня попробуем в ней пожить.

Представим, что депутаты одобрили поправки и обновленный ими Закон “О жилищных отношениях” вступил в силу.

По стране в массовом порядке начались общие собрания собственников, ведь нужно перевести каждый дом из КСК в ОСИ.

А если и состоял кооператив из одного дома, то нужно одобрить перерегистрацию, подтвердить полномочия председателя, избрать совет дома, утвердить устав, он будет типовым для всех ОСИ, и утверждать его будет вышеназванное министерство. Сейчас мы отвлекаться не будем и рассмотрим идеальную ситуацию, когда чиновники все сделали вовремя и устав готов. Будет ли польза жильцам от ликвидации КСК: плюсы и минусы

Следующий вопрос – как будут проходить эти судьбоносные общие собрания. Реформаторы предлагают два варианта: “1. На веб-странице Кондоминиума в ЕИС ЖФ и ЖКХ участники объекта кондоминиума рассматривают и принимают решения по вопросам, связанным с управлением и содержанием объекта кондоминиума, а в случае отсутствия кондоминиума в ЕИС ЖФ и ЖКХ проводится голосование”.

Но для самого первого общего собрания законодательством будут определены другие правила: “3. Первое собрание проводится по инициативе местного исполнительного органа (жилищная инспекция) с участием не менее двух участников объекта кондоминиума в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации кондоминиума. Все собственники квартир и нежилых помещений уведомляются не менее чем за пять дней о сроках голосования, форме и проектах решений”.

Итак, запомните: для регистрации ОСИ реформаторам достаточно двух человек.

Теперь читаем дальше: “Решение первого собрания участников объекта кондоминиума правомочно при участии в голосовании собственников квартир и нежилых помещений, владеющих не менее чем двумя третями от общей площади всех квартир и нежилых помещений МЖД. Собственники квартир и нежилых помещений при голосовании имеют количество голосов, равное общей площади принадлежащего ему имущества, находящегося в индивидуальной (раздельной) собственности, в соответствии с которой была определена его доля в общем имуществе”.

Даже затрудняюсь вспомнить многоквартирные дома, где бы два человека владели двумя третями общей площади.

Естественно, что собственников здесь уже будут ждать сюрпризы. Не знаю, известно реформаторам или нет, но при регистрации любого юридического лица, коим является ОСИ, необходимо указать данные руководителя. Следовательно, процедура пере/регистрации неотделима от избрания председателя ОСИ, а вот в известных поправках мы этого не наблюдаем, чудесным образом они могут существовать сами по себе: вначале регистрация, а затем через 15 дней избрание. Подобный недогляд реформаторов на лапку недобросовестным управдомам-активистам.

Пропихнув себя любимых, они затем будут утверждать, что все по закону, нужно ведь только два человека, а она с дочкой-бухгалтером была, понятно, что о площадях никто и вспоминать не станет, большинство собственников в стране даже не знают о существовании Закона “О жилищных отношениях”, а тут ноу-хау.

Чужие голоса

Теперь вернемся к голосованию. Представим, что жилищная инспекция развесила объявления о проведении первого собрания по всем домам города. Картинка утопичная, разработчики тоже в это не поверили, а потому написали следующее: “Извещение о проведении учредительного собрания размещается местным исполнительным органом в ЕИС ЖФ и ЖКХ и на собственном сайте не менее чем за пять дней до намеченного дня электронного голосования или проведения собрания”. Какие перемены задумали реформаторы ЖКХ в Казахстане

Отлично, извещение на сайтах вывешено, а собственники об этом не знают – не станут же они каждый день мониторить сайт жилищной инспекции.

Пришел час икс, а на собрание никто не пришел ни реально, ни виртуально. Сами видите, господа разработчики, недоработочка у вас и здесь.

Но поверим опять в чудо, что кто-то из собственников случайно зашел на сайт, увидел извещение, бросил клич соседям. Собственники из этих домов запросили и получили в пятидневный срок проекты решений и прочие документы. Придется вновь напрягать фантазию, ведь в поправках об этом ни слова, но мы видим все эти документы на сайте Единой информационной системы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЕИС ЖФ и ЖКХ). Правда, зайти на него смогут только те, кто имеет ЭЦП – электронную цифровую подпись.

И вот опять затык: а как эта система узнает, что я имею собственность именно в этом доме, а не в каком-то другом, и как собственники будут застрахованы от чужаков, об этом пока поправки молчат.

Писать банальные вещи, что моя соседка Клавдия Ивановна в свои 78 лет пойдет получит ЭЦП, купит себе компьютер и станет активным пользователем ЕИС, не стану, и так понятно, что этой категории собственников придется поднапрячься. Но мечта многих о появлении подобного государственного сайта и возможности голосовать, знакомиться с отчетами и прочими документами не выходя из дома, становится реальностью, и это хорошо. Плохо только, что реформаторы забыли обязать (и предусмотреть административную ответственность) председателей размещать за определенный срок на сайте документы и проекты решений, которые выносятся на обсуждение общего собрания собственников. Ведь благостная картинка, описанная выше, наша выдумка, а не реальность, закрепленная в поправках.

Теперь о сроках. Для первого судьбоносного собрания разработчики предлагают дать пять дней, для всех последующих только два дня. Вот где вы, господа революционеры, видели, чтобы за два дня председатель уведомил каждого собственника о дате и повестке предстоящего собрания, а те за оставшееся время успели получить у него для ознакомления предлагаемые им документы.

Очевидно, что срок в два дня никуда не годится, а существующие ныне в законе десять дней никому не мешали, разве что управдомам-воришкам – очень они не любят, когда объявления так долго висят.

Но вернемся в наш придуманный рай. Документы и проекты решений на сайте за пять дней из сорока восьми собственников только пять, имеющих ЭЦП, сумели их прочесть, устроителям стало очевидным, что голосование через сайт невозможно при таком раскладе, и решили они проводить общее собрание в явочном порядке, по старинке, как сейчас. Поправки подобную процедуру позволяют, но, как мы знаем, “в явочном порядке” народ не больно ходит, как правило, все заканчивается проведением письменного опроса. Вот и сейчас на наше предполагаемое общее собрание пришли три старушки да управдом с дочкой. По предлагаемым поправкам собрание такое считается состоявшимся, а решение… как мы помним – нет.

Сейчас было бы все наоборот, собрание не состоялось, запускается процедура письменного поквартирного опроса, и там уже никто никуда не денется, проголосуют как миленькие.

По задумке реформаторов такой формы голосования, как “поквартирный письменный опрос”, не предусмотрено вовсе. Случись все сейчас, то собственники из нашего выдуманного дома попали бы в тупик, через сайт с ЭЦП голосовать большинство не готово, в явочном порядке пять человек пришли, но размер площади у них не тот, и решение они принимать не могут, письменный опрос не предусмотрен... все! За что в Казахстане платят председателям КСК

Не хочется никого обижать, но законы пишут для того, чтобы описать отношения, возникающие между сторонами, а здесь выходит, что господа реформаторы вначале написали поправки, по которым получилось то, что у нас получилось.

И потом вы на чьей стороне, с какими нарушениями боретесь, если в открытых для общественности поправках, касающихся обычных общих собраний, мы читаем: “4. Собрание ОСИ правомочно при участии в нем собственников квартир и нежилых помещений, владеющих не менее чем пятьюдесятью процентами площадей квартир и нежилых помещений МЖД от общей площади всех квартир и нежилых помещений МЖД. При отсутствии такого кворума два раза подряд в течение одного месяца решение по вопросам, включенным в повестку дня, принимается органом управления ОСИ”.

Большей радости для умеющих обстряпывать свои делишки управдомов и представить трудно.

Как видим, жить по предлагаемым поправкам у собственников не получится, придется их господам реформаторам переписать, а мы будем ждать перемен.

Алматы