Человек со свистком

“Ваши проблемы – в отсутствии общения”

– Надеюсь, что мой первый визит в Казахстан не будет последним, – начал разговор Йозеф Марко. – Сейчас я вхожу в состав судейского комитета УЕФА и отвечаю за сотрудничество этого органа Европейского футбольного союза с футбольными федерациями ряда стран, в частности, Казахстана, Армении, Албании, Азербайджана, Чехии и Словении.

– За тот небольшой срок, что вы провели в Казахстане, сумели оценить уровень подготовки наших арбитров?

– Могу выделить молодого арбитра по фамилии Кучин, который недавно работал на одном из матчей в Грузии. Там он получил хорошую оценку. Очень важно, чтобы Кучин держал эту высокую планку. Главный недостаток казахстанских арбитров – отсутствие возможности нормального общения. Мы всегда отмечаем, что международный судья должен говорить по-английски. К сожалению, у вас далеко не все владеют этим языком.

– Вы сами на скольких языках можете изъясняться?

– Я немножко говорю по-русски, знаю английский и немецкий, а также понимаю все славянские языки – сербский, хорватский и другие. В последнее время у меня не было практики общения на русском языке, и я немного его подзабыл.

Казахстанским арбитрам нужен вожак

– Вы отлично знакомы со всеми судейскими школами Европы. Какую из них можете выделить?

– Все ведущие в футбольном плане европейские государства имеют сильную судейскую школу, поскольку арбитрам еженедельно приходится работать на серьезных матчах, судить игры с участием лучших футболистов мира. Другим странам, тому же Казахстану, нужен лидер, который показал бы всей Европе, что ваши судьи тоже умеют работать на высоком уровне.

– Часто приходится слышать споры о том, должен ли судья на футбольном поле слепо следовать букве закона?

– Арбитр должен соблюдать баланс между буквой закона и духом игры. Бывают такие эпизоды, когда можно зафиксировать нарушение, а можно и не давать свистка. Здесь арбитру надо быть очень внимательным и рассматривать эпизод с нескольких точек зрения. Сегодня хороший судья тот, кто умеет управлять игрой. Это основная задача не только главного арбитра, но и двух его ассистентов. Сейчас надо говорить не об отдельном судье, а обо всей бригаде, куда входят его помощники, четвертый (резервный) судья и инспектор. Последний тоже играет очень важную роль. Он должен подготовить судей к игре так, чтобы те хорошо справились со своей задачей. По сути, инспектор является тренером для конкретной бригады судей.

Судья тоже может быть звездой

– Как вы относитесь к тому, что некоторые судьи приобрели статус звезд?

– Не вижу в этом ничего плохого. Если среди футболистов есть звезды, то среди арбитров они тоже могут быть. Тот же итальянец Пьерлуиджи Коллина привлек к себе внимание в первую очередь не внешностью, а своей работой. Он был отличным судьей.

– А кого можете отметить из нынешнего поколения судей?

– Очень сложно выбрать самого лучшего. На мой взгляд, сегодня в Европе есть пять-шесть отличных арбитров. Это швейцарец Массимо Бузакка, итальянец Роберто Розетти, англичанин Ховард Уэбб, бельгиец Франк Де Блекере, немец Херберт Фандель, который недавно завершил судейскую карьеру. Отличие больших судей от всех остальных в том, что они верят в себя. Даже если ошибутся, это не отразится на их дальнейшей работе как в данной игре, так и в следующем матче.

– Насколько важно арбитру самому играть в футбол?

– Нет необходимости иметь профессиональный опыт, но хотя бы в любителях играть надо. Это помогает лучше понимать игру, читать ее. Так что играть в футбол самому необязательно, но желательно.

Реформы – Дорогое удовольствие

– В последнее время судейство подвергается различным реформам. Вы поддерживаете их?

– Главная цель любого эксперимента – уменьшить количество ошибок. Сегодня самой большой проблемой для судейства являются эпизоды, связанные с физическим контактом игроков, – толчки, задержки, симуляция. Порой очень трудно распознать, был фол или это провокация со стороны нападающего. С этого сезона в матчах группового раунда Лиги Европы за воротами появятся дополнительные арбитры. Вообще, существует очень много различных идей. В частности, предлагается по примеру хоккея ввести должность супервайзера, который принимает решение по спорным вопросам на основании видеозаписи матча. Однако в хоккее к его помощи обращаются только в случае определения взятия ворот, но никак не по вопросам нарушений. В футболе же не все так просто. Сложно сказать, чем обернется эксперимент с дополнительными арбитрами. Я приветствую все, что поможет судейской бригаде принимать правильные решения. Но не стоит забывать, что некоторые нововведения очень дорогие и не все могут их себе позволить. К примеру, системы радиосвязи, по которым главный арбитр во время матча общается со своими помощниками, невозможно использовать в матчах любительских команд. Так что основные правила остаются для всех, а в крупных турнирах используются дополнительные возможности.

– В своей книге “Мои правила игры” Пьерлуиджи Коллина достаточно резко высказался по поводу возрастного ценза для судей…

– Есть три основных требования к арбитру: знания, физическая и психологическая подготовка. Сколько лет президенту ФИФА Зеппу Блаттеру? 73 года. Если он физически и психологически готов, почему не может руководить мировым футболом? Игроки и тренеры хотят в первую очередь правильных решений со стороны судей. Да, нам нужны молодые арбитры, но если у возрастного судьи есть опыт, хорошая физическая готовность и все в порядке с головой, почему ему надо запрещать работать? За последние годы футбол сильно изменился, возросли скорости, футболисты теперь не только спортсмены, но и в чем-то актеры. Поэтому и судья должен быть одновременно и собственно арбитром, и руководителем, и педагогом, и даже где-то медиком.

“Жена вспоминает, каким я был”

– Вам в судейской карьере удавалось избегать ошибок?

– Конечно, нет. Я человек и тоже ошибался. Меня спасает то, что об этих ошибках уже мало кто помнит. С другой стороны, в мое время футбол снимали всего тремя камерами. Сейчас же их 25–30. С одной точки судейское решение может показаться правильным, а с другой – ошибочным.

– Какие матчи с вашим судейством вам особенно запомнились?

– Мой последний международный матч – в 1992 году. Тогда только образовалась Лига чемпионов УЕФА, шел ее первый сезон. Я судил матч между шведским “Гетеборгом” и португальским “Порту” (скандинавы победили со счетом 1:0. – Прим. авт.). Игра проходила в декабре в Швеции, где было очень холодно и лежал снег… В 1989 году я судил в Саудовской Аравии полуфинальный матч молодежного чемпионата мира между сборными Бразилии и Португалии (в том матче успех праздновали европейцы – 1:0. – Прим. авт.). Я работал на многих пражских дерби “Спарта” – “Славия”: это были самые тяжелые игры в чехословацкой лиге. Отсудил большое количество еврокубковых матчей и встреч на уровне национальных сборных. В последний год своей судейской карьеры я работал на товарищеском матче сборных Германии и Мексики, когда немецкий нападающий Руди Феллер прощался со своей национальной командой (в том матче, который завершился вничью 1:1, Феллер забил гол. Впоследствии Руди изменил свое решение и выступил на чемпионате мира 1994 года. – Прим. авт.). У меня есть записанные на DVD матчи с моим судейством, чтобы дети и внуки могли увидеть, как я раньше работал, а жена вспомнила, какую фигуру имел ее муж.

– Из всех профессий, связанных с футболом, судейская – самая неблагодарная. Почему же люди ее все-таки выбирают?

– Причины разные: кто-то хочет себя проявить как руководитель, у кого-то есть амбиции стать лучшим судьей в стране, выйти на международный уровень. Ведь в этом случае можно зарабатывать приличные деньги. Наверное, не так много по сравнению с зарплатой футболистов, но, когда я работал на международном уровне, нам платили только суточные. Сегодня же судья получает гонорар в зависимости от своего уровня. Это раз в 30 больше, чем в наше время, и я считаю, что это заслуженные деньги. Все видят работу судьи только в течение матча. Но никто не знает, как арбитр готовится к играм. Сегодня судья должен сам тренироваться, учиться, приобретать экипировку. Когда арбитр выходит на поле, он должен отбросить все посторонние мысли и сконцентрироваться только на игре. Судья должен быть профессионалом!

Сергей РАЙЛЯН