Челаха посадили пожизненно

На суде в этот день присутствовал только один адвокат – назначенная на прошлой неделе судом Жумагайша САРЖАНОВА.

Днем ранее адвокат Серик Сарсенов заявил, что не будет присутствовать на прениях, так как суд не дал ему необходимого времени для подготовки.

В результате подсудимый Челах отказался от выступлений в суде и от последнего слова, кроме того, Челах запретил другому адвокату, Серику Эстиярову, участвовать в прениях.

"В связи с тем, что адвокатам не дали достаточного времени для подготовки к прениям, моя позиция не изменилась. Я запрещаю моим адвокатам участвовать в прениях, потому что это может негативно отразиться на моем положении", – прочитал адвокат Серик Эстияров заявление Челаха в суде 10 декабря.

Адвокат Эстияров заявил, что не отказывается участвовать в прениях, но не имеет права изменить волю своего подзащитного.

Третий адвокат Челаха, Жумагайша Саржанова, сообщила, что будет участвовать в прениях. Кроме того, Саржанова неожиданно для всех заявила, что Челаха из-под стражи нужно освободить.

"Я прошу признать моего подзащитного Челаха виновным по статьям 387, часть 2, и 251, часть 1, назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы, и освободить его из-под стражи", – выступила Саржанова.

По словам адвоката, ее подзащитный оказался жертвой обстоятельств и сослуживцев он якобы не убивал.

Шестиминутный приговор Владислав Челах выслушал на удивление спокойно.

"Ввиду отсутствия смягчающих обстоятельств окончательно назначить Челаху наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Срок отбывания наказания исчисляется со дня задержания", – зачитал приговор судья Ербол Ахметжанов.

Кроме того, иск представителя воинской части № 2484 Ивана Санина о взыскании с Челаха 7 миллионов 847 тысяч 373 тенге удовлетворили в полном объеме.

Исковые требования представителей потерпевших Кима, Саринова, Амиргалиева, Сисенова, Сарсенбаева о взыскании с Челаха в общей сумме 82 миллионов тенге были удовлетворены частично.

"Взыскать с осужденного в пользу потерпевших Ким, Саринова, Амиргалиева, Сисенова, Сарсенбаева по 5 миллионов тенге каждому, что составляет в общей сумме 25 миллионов тенге", – продолжил судья оглашение приговора.

Иск деда пограничника Рустема Акылбаева, Ахмеджана Шулдабаева, о взыскании компенсации с воинской части морального вреда в сумме 30 миллионов тенге суд отклонил, разъяснив, что он имеет право обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

После оглашения приговора родственники Челаха заявили, что будут опротестовывать данное решение суда.

Кроме того, в минувший понедельник в Талдыкоргане проходило еще одно судебное заседание – по делу бывшего начальника погранзаставы "Сары-Боктер" Алексея Фомина.

Суд над начальником погранзаставы "Сары-Боктер" проходил в открытом режиме. Все это время Фомин как настоящий офицер держался уверенно, не дерзил, отвечал на все заданные вопросы и адекватно реагировал на присутствие представителей СМИ, фото- и видеосъемку. Более того, он изначально был инициатором присутствия прессы на процессе.

В понедельник Алексею Фомину после состоявшихся прений сторон было дано последнее слово.

"Хочу начать последнее слово со слов скорби и выражения соболезнований родственникам погибших и выразить особую скорбь супруге погибшего начальника поста Алтынбека. Он был не только боевым товарищем, но и другом из военного института. Если мы сейчас осудим меня, тогда мне хотелось бы задать вопрос, будет ли это правильной оценкой событий?" – начал Фомин.

Фомин также заявил, что на суде каждый выгораживал себя и никто не пытался поставить цели выяснить истинные причины происшедшего.

По словам подсудимого, должностные лица, ответственные за организацию несения службы поста "Арканкерген", при возникновении опасности, в частности, выразившейся в несвоевременном выходе наряда, не предприняли никаких действий. А значит, это они должны отвечать за случившееся.

"Лицо, нарушившее воинскую присягу, – это изменник родины, предатель, каким я себя никогда не считал и считать не буду. Я был и буду предан данной мною воинской присяге, клятве на верность народу Казахстана", – продолжил подсудимый.

Прокурор Кайрат Ермаханов требовал для Фомина 10 лет лишения свободы общего режима.

Однако адвокаты экс-начальника погранзаставы "Сары-Боктер" доказали, что их подзащитный не отвечал за "Арканкерген". По их словам, пост непосредственно подчинялся Ушаралу, а значит, связь с ним должен был поддерживать командир воинской части.

"Ни один приказ, ни одно распоряжение Фомин не подписывал, что за "Арканкерген" отвечает именно Фомин. Ни в одном докладе начальника штаба начальнику отряда нет упоминания, что за "Арканкерген" каким-то образом отвечает Фомин", – заявил адвокат Фомина Азат Файзуллаев.

Далее суд удалился для вынесения приговора, который прозвучал уже на следующий день.

Алексея Фомина признали виновным по трем ранее предъявленным статьям: ч. 1 ст. 251 – сроком лишения свободы на 3 года, ч. 2 ст. 314 – 3 года лишения свободы с лишением занимать воинскую должность сроком на 4 года и ч. 1 ст. 376 – 2 года лишения свободы.

Учитывая все смягчающие обстоятельства, суд приговорил Фомина к трем годам лишения свободы.

Адвокат Азат Файзуллаев так прокомментировал данный приговор:

"Приговор вынесен наполовину справедливо. Тяжкие преступления в отношении Фомина оправдали и дали нам апеллировать три года лишения свободы. Я думаю, в апелляционном суде мы дальше выиграем этот процесс и постараемся, чтобы его оправдали".

Талдыкорган