Авторы YouTube-канала «ОКАСЦА» опубликовали видео, где попытались разобраться – кто же все-таки является родоначальником данного блюда. Ведущим данного проекта является популярный кыргызский шоумен, юморист и продюсер, бывший кавээнщик Эльдияр Кененсаров.
На данную тему имеется очень мало объективных источников, которые не перетягивали бы одеяло преемственности в силу национальной и этнической принадлежности авторов, однако кое-что удалось найти. На этот счет отсутствует общепринятая позиция у кулинарных экспертов и приводятся совершенно различные позиции в вопросе датировки и места происхождения блюда.
В некоторых кулинарных источниках советского периода говорится, что бешбармак отделился от нарына и оформился в самостоятельное блюдо примерно к 1930-м годам. В последующем этот мясной деликатес успешно расширял свой ареал за пределы Кыргызстана.
Однако надо понимать, отметил Кененсаров, что это блюдо гораздо древнее указанного периода, и существовало у многих кочевых народов. Например, в труде ученого, естествоиспытателя и академика Ивана Лепехина приводятся более раннее свидетельства существования этого блюда:
«Бишбармак, самая лучшая башкирская еда. Его название происходит от слова «биш» (пять) и «бармак» (палец), а само оно состоит из мелко изрубленных кусков лошадиного, коровьего или овечьего мяса и салмы. Салма же делается из теста на муке из пшеницы, ячменя или полбы. Ее делят на куски, размером с медную пятикопеечную монету и варят в том же котле, что и мясо, как наши клёцки».
Согласно этимологическим словарям Н. М. Шанского, слово было заимствовано из татарского языка в ХIX веке. Наряду с этой точкой зрения существует и точка зрения, что оно заимствовано из кыргызского языка.
Резюмируя эту тему, юморист обозначил несколько моментов.
Первое – само блюдо, как сочетание ингредиентов и способов готовки, исходит к нашим общим предкам-кочевникам. А уже название могло перекочевать легко и прижиться от одного народа к другому.
Второе – ответ на вопрос, чьим же исконно блюдом является бешбармак, кроется в названии, которое предусматривает наличие пяти пальцев. Поэтому блюдо принадлежит всем этническим сообществам, кто отвечает этим простым требованиям. Хотя большее распространение и влияние на культуру это блюдо оказало на кыргызов и казахов.
В заключение Кененсаров отметил, что корни найти не сложно, да и не нужно. Куда лучше собраться за стол вместе с родными и близкими и насладиться жтим замечательным и всеми любимым блюдом.