Все-таки даже чиновничий люд старается быть понятным, конечно, не оттого, что стремится получить поддержку общественности, нет, а из банального и мощного инстинкта самосохранения – “напишут эти журналюги какую-нибудь лабуду, а ты потом получишь по шапке”. Похоже, на этот раз чутье их что-то подвело.
Доброе слово министерству по инвестициям и развитию РК, ныне курирующему сферу ЖКХ в правительстве, мы все же скажем – они единственные из пяти наших адресатов, приславшие ответы в установленный законодательством трехдневный срок, за это наш респект. В остальном, извините, ничего личного – только бизнес.
Мы не забыли о своем обещании читателям контролировать ход обсуждения в правительстве предложений по внесению поправок в жилищное законодательство и спросили про то у министерства, мол, на какой стадии находимся, что страна предлагает изменить. В ответ – тишина… словно бы и вопроса об этом не было.
Что ж, повторяем вопрос и сформулируем его проще, без всяких глупостей типа “проводился ли вами анализ…” – просто перечислите 20 поправок или изменений, которые наиболее часто упоминались в тех предложениях, которые поступили в ваше ведомство со всех регионов страны, и какие из них вы намерены вынести на обсуждение в парламент. Для нашего с вами удобства просим считать это официальным запросом и ждем развернутого ответа.
Теперь о первопричине моего обращения в министерство по инвестициям. В стороне от широких информационных потоков прошло преважнейшее для собственников сообщение: “Министерство по инвестициям и развитию РК и ПРООН в Казахстане подписали соглашение о реализации совместного проекта “Совершенствование системы жилищных отношений для повышения инвестиционной привлекательности и развития малого и среднего бизнеса в сфере ЖКХ”. В переводе на общечеловеческий это означает, что скоро будем мы жить по-новому, не уверена, что хорошо, но иначе. А как же еще, если за это взялась сама ООН, и для удобства бизнеса решено изменить ни много ни мало все жилищное законодательство. Дабы не пороть горячки, полетел запрос в Астану.
Народ надо менять
Не нужно и говорить, что ответ всей первой страницей источал широкую улыбку и заверения, что все это делается чиновниками исключительно для нашего с вами блага и хорошей жизни. Правда, что тогда делать с откровенным названием проекта, где черным по белому сказано, что стараться будут ооновские и прочие деятели для бизнеса, а не для собственника – неизвестно, и верить на слово про то, что, мол, вот придет бизнес и будет вам счастье, тоже не хочется, не 90-е, кое-что понимаем.
Смотрим, чего ждать нам с вами в ближайшие два года, на которые этот проект рассчитан. Приведу цитату: “Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу жилищных отношений, что позволит повысить ответственность и расширить возможности участия собственников квартир и органов управления объектов кондоминиума в должном содержании и эксплуатации МЖД (многоквартирный жилой дом) и создать фундамент для развития конкуренции и привлечения бизнеса в эту сферу…”. Вступать в полемику с тем, чего еще нет, не имеет смысла, но на что здесь обращаем внимание – собственники жаловались на то, что они платят каждый месяц, а работы не проводятся, и живут они в “убитых” домах.
Чего хотели собственники от власти – помочь им контролировать управдомов через госструктуры. Что предлагает правительство – “повысить ответственность собственников и органов управления… для привлечения бизнеса в эту сферу”. Нас там слышат – нет.
Следующая цитата: “Формирование принципов и условий для участия собственника в эффективном управлении многоквартирными жилыми домами, которые позволят собственникам квартир и помещений в МЖД реально понимать и быть вовлеченными в процесс по управлению общим имуществом, контролировать процессы управления, содержания и эксплуатации МЖД, принимать правильные и своевременные решения по содержанию и эксплуатации МЖД...”. Когда читаешь подобные инициативы, всегда возникает один и тот же вопрос, а реформаторы Закон “О жилищных отношениях” читали. В законодательстве все принципы, позволяющие собственникам “участвовать, управлять и контролировать”, уже прописаны.
Собственники жаловались на то, что нормы эти не работают, нет у них реальных, быстрых и эффективных рычагов воздействия на недобросовестных управдомов, единолично принимающих решения и отказывающихся отчитываться перед владельцами жилья, и без помощи госструктур им здесь не обойтись.
Причем предложения были вполне конкретные – наделить жилищные инспекции правом проводить финансовый аудит, на который у собственников сейчас просто нет денег. К слову, с проверками, а тем более аудитом бизнеса, который намерены привлечь реформаторы, будет еще сложнее, они очень хорошо защищены “предпринимательским кодексом”. Так как со слухом?
Идем дальше: “… разработка и внедрение новых организационно-финансовых механизмов для системного привлечения инвестиций в модернизацию жилых зданий, что позволит повысить интерес бизнес-структур к этому сектору, создаст собственникам квартир условия для доступа к заемному финансированию, повысит у собственников квартир стимулы к накоплению средств на ремонт и содержание МЖД…”. Иной раз птичий язык чиновников даже перевести сложно, поэтому будем оперировать тем, что более или менее очевидно – программа модернизации жилья и ее кредитование. Все имеется и сейчас, в Алматы некоторые особо рьяные мелкоакиматовские чиновники даже силком пытаются, извините за выражение, втюхнуть программку, только желающих – немае, а о модернизации систем отопления путем добровольно-принудительной установки псевдо-энергоэффективного прибора учета, так тут пух-перья так летели… Как демонтировать счетчик тепла и не заплатить лишнего
Помнится, никто из собственников не просил власти дать им долг, наоборот, собственники выступают против навязывания им всевозможных программ по псевдомодернизации их домов, а уж в долг брать, так это уж чур-чур их. Вот о чем действительно просили власти собственники – уменьшить размер сбора накоплений на капитальный ремонт – 0,02 процента МРП за квадратный метр для большинства сумма неподъемная.
Хоть бы у вас не получилось
И, наконец, последняя цитата из ответа министерства: “Разработка и внедрение бизнес-моделей профессиональных управляющих организаций, что позволит начать в Казахстане переход к профессиональному управлению в жилом секторе. Будут разработаны модельные схемы управления для городов различных типов, размеров и прочее, подготовлены рекомендации по их внедрению. Предложенные модели будут апробированы не менее чем на трехпилотных территориях путем поддержки создания различных типов управляющих компаний, включая частные компании и компании со смешанным капиталом”. Здесь уже наше будущее в глазах чиновников от ЖКХ выступает со всей очевидностью – ни добавить ни убавить.
Похоже, что правительство пребывает в иллюзии того, что бизнес спасет мир и ЖКХ в придачу, ну чисто дети, честно слово.
Подробно о противоядии подобным инициативам мы с вами поговорим в одном из наших следующих номеров, планируется получить более конкретные вещи, а значит, и разговор будет предметным.
В заключение несколько важных моментов: всю эту счастливую жизнь на бумаге будут создавать не просто так, а за 650 миллионов тенге, ООН дает 42 процента – 273 миллиона тенге, государственная казна Казахстана – 377 миллионов. “Работа по данному проекту будет осуществляться Программой развития ООН в Казахстане, имеющая более десятилетний опыт работы в секторе ЖКХ и управления многоквартирными домами”. Вы где-нибудь видели, чтобы ооновские деятели управляли кооперативом квартир, мы нет. Но готовы о такой диковине рассказать, пишите, если у вас уже случилось такое счастье. Ждем рассказов и писем от собственников, которые угодили в пилотируемые проекты и отдали управление своими банковскими счетами бизнес-управляющим: как у вас там, жизнь наладилась, баба Оля больше не беспокоит?
И напоследок анекдот из реальной советской жизни. Как-то еще в Алма-Ате подняли стоимость проезда в трамвае и троллейбусе с трех до пяти копеек. Народ стал, понятное дело, возмущаться и писать в газеты и разные инстанции, тогда в “Вечерке” появилось объявление: “По многочисленным просьбам трудящихся стоимость проезда увеличена с трех до пяти копеек”. И добавили, что сделано это и для удобства, а то народ мучился: в автобусе – пять копеек, в троллейбусе – три. Трудящиеся читали и ржали…
Алматы