Высшая аудиторская палата считает, что в Казахстане есть несколько системных проблем, которые надо решать немедленно. За много лет работы «Caravan.kz» писал обо всем этом много раз. Но нас не слушали и не слышали, мол, не надо, мы в экономике разбираемся лучше. Дайте нам работать спокойно. Не дадим.
Правительству Казахстана надо научиться привязывать расходы бюджета к поставленным общенациональным целям, считает глава Высшей аудиторской палаты. У страны есть нормальные государственные программы, но они не переведены в лаконичные и понятные документы. Есть система индикаторов, но она постоянно корректируется. Поэтому цель размывается. Минэнерго Казахстана сделало все, но энергетика сломалась
Надо пересмотреть методологию национальной статистики. Официальная и ведомственная статистика не только не интегрированы, но и зачастую противоречат друг другу. Такие показатели, как уровень безработицы, индекс потребительских цен, индекс качества жизни, давно не выполняют функцию ориентира. Поэтому палата предлагает провести статистическую амнистию. Это позволит перейти от голой статистики к аналитике.
Во всех бюджетных программах должны появиться индикаторы и показатели конечного результата, по которым можно было бы судить об изменении качества жизни человека, работающего в отдельной отрасли. При этом вся бюджетная политика должна быть настроена на нужды человека.
Теневая экономика недодает как минимум 3-4 трлн тенге налогов, если принять официальные данные, что тень у нас равна 19 % от ВВП. Как теневой бизнес спасает экономику Казахстана
Другой резерв - сокращение неэффективных мер поддержки и налоговых льгот. Только по налоговым льготам выпадающие доходы бюджета за 4 года составили 30 трлн тенге. В том числе и по 64 налоговым льготам, не учтенным ни Министерством национальной экономики, ни Комитетом госдоходов. Оценка эффекта от их применения системно не проводится.
Гос- и квазигосударственный долг пока не стал вопиюще большим: 25,3 трлн тенге или 24,6 % от ВВП при ограничении в 32 %. Но вызывает опасение непрозрачная политика привлечения займов, говорит Наталья Годунова. Планирование бюджета проводится без анализа управления долгом, за счет каких источников будет осуществляться погашение ранее взятых обязательств, каковы риски принятия новых обязательств, насколько чувствительны расходы бюджета к процентным ставкам, обменному курсу.
Если мы расширяем самостоятельность регионов и развиваем местное самоуправление, то надо им оставлять больше денег. Надо создавать стимулы для пополнения доходной базы местных бюджетов. Регионы могут покрывать расходы своими доходами от 6,5 % до 84 %. Это очень сильный перекос. И он создан искусственно через нормы Налогового кодекса.
Расходы на пополнение уставного капитала предприятий квазигоссектора выросли в 4,5 раза, бюджетное кредитование - в 2 раза. А прозрачности и эффекта все меньше. Нет подотчетности парламенту по использованию республиканских средств. На счетах нацкомпаний лежат 46 млрд неиспользованных средств.
Ответственность руководителей за своевременное достижение поставленных целей за те деньги, которые они на это просили и которые администраторам программ были выделены из республиканского бюджета и Национального фонда, недостаточна. Министерства, передавая в области даже целевые трансферты, снимают с себя всякую ответственность за результат их использования. Нет мониторинга за разработкой регионами проектно-сметной документации со стороны отраслевых министерств. Поэтому и появляются у нас школы с туалетом на улице, но с с кожаными диванами и кофеварками.
Высшая аудиторская палата считает, что на законодательном уровне надо вводить солидарную ответственность за реализацию бюджетных инвестиционных проектов, как руководителей центральных госорганов, которые видят картину в целом по стране и управляют ею, так и регионов, которые тратят бюджетные средства.
- Все, о чем говорила Годунова, было давно известно. Но она говорила более смело благодаря своим новым полномочиям, - гвоорит в интервью «Каравану» президент ассоциации высших учебных заведений профессор Рахман Алшанов. – Сейчас в стране ситуация искажена. Экономическая политика направлена на поддержку бизнеса. Но из-за низких доходов населения сам рынок сократился. В итоге это сдерживало рост экономики, но мы этого не видели, так как производство искусственно поддерживали. В итоге постоянно росли изъятия из национального фонда. В последние годы такие изъятия стали просто невероятными. У нас все регионы, кроме трех, сидят на дотациях. Бюджет Туркестанской область на 80 % состоит из дотаций. Это тихий ужас. Это означает, что межбюджетные отношения деформированы. И это надо, конечно, переделывать. Кто кормит Казахстан: какие регионы лучше и хуже всех "финансируют" страну
Из года в год счетная палата говорит одно и тоже: ошибки в планировании бюджета исчисляются в триллион тенге. В то же время мы выжимаем из бизнеса все соки, давай плати больше.
Банковская ставка в Казахстане самая высокая в регионе, напомнил экономист. В России она в два раза меньше, она ниже в Узбекистане и Кыргызстане. Банковская ставка - один из инструментов борьбы с инфляцией, и он может хорошо работать, когда все остальные инструменты тоже работают. В итоге сейчас банковский процент, по которым они выдают кредиты экономики, вырос до 20-25 %. Это возврат к 90-м годам. Что это значит? Бизнес, получив кредит под 25 %, будет продавать товар с наценкой в 40 %. В итоге мы сами разгоняем инфляцию.
В России и Турции решили, что надо поддерживать бизнес. Они создают конкурентную среду. В итоге производители Турции и России получили возможность поставлять свои товары по сниженным ценам. В том числе и нам. А что мы выиграли?
- Сегодня в Казахстане 24 организации занимаются экономическим планированием. Между собой они не связаны. Цифры их не бьются. Рекомендации международных организаций положили под сукно. У нас нет планового развития экономики, - констатирует Рахман Алшанов. - Даже по приоритетным направлениям. Вы знаете, Узбекистан в свое время запретил вывоз хлопка. Затем запретил вывозить ткань. Только готовую продукцию. Сейчас они завалили нас текстилем. А что делаем мы? Нашу несчастную СЭЗ в Южном Казахстане мы сколько раз создавали? А где выхлоп? Результата нет. Потому что нет дисциплины, нет управления. Мы не можем определиться с приоритетами развития. Хотя у нас все есть: люди, ресурсы, деньги.