Чего боятся казахстанцы: психолог о том, что нас пугает и как с этим с бороться

Пандемия коронавируса, локдаун еще больше обострили эти состояния. Алматинцы – психолог Мария КУЗУБОВА и мастер-кукольник Лариса ЕРОПКИНА – придумали работать со страхами с помощью… психологических кукол. На презентации они демонстрировали гостям, как могут выглядеть боящиеся люди, и рассказали, что с этим делать.

Почему страдает качество жизни

Вообще-то, изначально страх – нормальная базовая эмоция, которая помогает людям выжить, например, не выпасть из окна девятого этажа, не пойти туда, где драка, разборки. Но и у него бывают глаза слишком велики!

– Мой тридцатилетний опыт работы показывает: последние 5 лет люди стали считать плохое качество своей жизни, высокий уровень тревоги, страха нормальным явлением, – рассказывает доктор психологических наук, директор казахстанского отделения Международной академии психологических наук, психотерапевт Европейского реестра психотерапевтов, тренер, супервизор международного класса Мария Кузубова. – Будто всё вокруг им говорит – все терпят, и ты терпи. Ко мне приходят уже не люди, которые переживают страх, могут его идентифицировать (скажем, страх темноты, высоты, пауков или змей), а люди, которые долго терпели, перетерпели, и их страх разросся. Он, словно ржавчина, начинает поражать структуру психической реальности и сильно влияет на качество жизни. Приходят уже с фобиями или расстройствами, которые в ведении психиатра, с психосоматическими заболеваниями. Объясню. У страхов есть тенденция – они собирают все окрестные страхи. Человек приходит с гроздью проблем, которые въелись в тело, душу, мысли, социальную ситуацию. Им начинает казаться, что замереть, сжаться и жить вот в таком состоянии – нормально!

– А внешне можно определить, что с человеком что-то не так?

– По некоторым физическим признакам это возможно, я много лет занимаюсь телесно-ориентированной терапией. Мы поговорили с Ларисой Еропкиной, и она предложила: “А давай я попробую эти страхи визуализировать!”. Мы собрали много историй клиентов, и в куклах, которые она сотворила, говорят каждая деталь, цвет.

Есть двойник – пусть он паникует, трясется

Сама по себе идея – не новая. Данный механизм в европейской культуре отработан тысячелетиями. Тамошние правители всегда знали, что их могут убить. И на свою должность назначали шута, который мог позволить себе носить одежду цвета королевской власти, дерзить подданным. Шут тоже понимал, что может умереть в любой момент. Зато правители спали спокойно, зная, что есть двойник, пусть он и боится. То же самое с куклами. Один из аспектов работы с ними – человек может посмотреть на уже готовую работу и сказать: “Это я”. Идентифицироваться с ней, сказать: “Мне самому необязательно бояться. Пусть это за меня делает кукла”.

Другой момент – по описанию боящегося вместе с мастером-кукольником создать визуальный объект, точнее – страх. Человек может его потрогать, поиграть, при желании – сжечь, выбросить, ударить. Сразу вспомнились “куклы-начальники”, установленные в барах и в некоторых компаниях Японии для снятия сотрудниками стресса.

Если перенести свой страх в рисунок, это тоже снизит его интенсивность, говорит психолог.

“Мама, под твоим крылом мне душно”

В руках мастера-кукольника на свет появились 6 наиболее распространенных среди населения страхов:

– Первой родилась кукла “Когда душат страхи”. Она с очень длинной шеей, на ней 3 черные руки, которые ее душат. Внизу на подставке изображены змея, паук и таракан – как показатель, что человек боится всего.

Вторая кукла символизирует медвежью болезнь, или синдром раздраженного кишечника. Когда человек боится, но не может сформулировать, чего именно. Как только ему идти на важную встречу, отправляться в путь, ему срочно нужно в туалет.

Третья – социофобия. Моя тема. Я сама – социофоб, замкнутый человек. Сижу с куклами и могу по 2 недели из дома не выходить. Сейчас я над этим задумалась и теперь каждый день вытаскиваю себя на прогулку. Для меня это победа.

Четвертая – несобранность. Человек нерешительный, боится начать новое, доделать старое. Он сделан в виде кубика Рубика, голова, руки. Он даже сам себя собрать не может.

Пятая – страх старости. Очень распространенный среди женщин 25–30 лет и старше.

Шестая – гиперопека. Изображена подуш­ка, на ней сидит малыш, а над ним нависла мама и укрыла собой. Повесила ему свое сердце, вкрутила лампочку, чтобы ему там было уютно. Она хочет для него стать всем миром. Я тоже сына сильно опекала. Он как-то спросил: “Мама, ну что ты так трясешься?”. Я ответила, что хочу оградить его от проблем, боли. Он говорит: “Это и есть жизнь! Ты меня пытаешься укрыть крылом, а мне под ним душно”.

По лепным куклам Лариса Еропкина сшила куклы для взаимодействия, в грунтованном текстиле, чтобы человек мог их пощупать, помять, поносить с собой, подумать о своей проблеме, если нужно.

Участники презентации также увидели – как страхи влияют и меняют человека. Журналисты, психологи устроили зрелищный мини-спектакль и наглядно изобразили каждый из 6 страхов.

– Бывает, смотришь на человека и кажется, что он надменный, циничный, высокомерный. А на самом деле тот живет с социофобией, не может раскрыться, о ней рассказать, – говорит мастер. – Сейчас люди даже боятся признаться в том, что они чего-то боятся!

АЛМАТЫ