Частная заСАДа

Актюбинцы уже горько шутят: чтобы попасть в детский сад, надо вставать в очередь еще до зачатия ребенка. В Актобе своей очереди сейчас ждут почти 20 тысяч малышей! 

Один из вариантов решения проблемы – частные детские сады. Потому-то власти и встречают тех, кто намерен наладить социально-ориентированный бизнес, чуть ли не с распростертыми объятиями. Процедура открытия садика на дому настолько упрощена, что сейчас вовсе не обязательно получать лицензию – достаточно лишь разрешения санитарной и противопожарной служб. Чем и пользуются нечистоплотные на руку предприниматели. Лишь 11 частных образовательных учреждений в областном центре работают легально, остальные занимаются бизнесом подпольно.


Судя по объявлениям, разброс цен на услуги нелегальных детсадов – от 10 до 35 тысяч тенге в месяц. Есть варианты, для которых специально арендуются квартира или частный дом. Коттеджи под детсады можно снять всего за 250–300 тысяч тенге в месяц. Моей подруге “повезло” устроить свое дитя именно в такой сад. Когда ребенок проболел две недели, семье так и не вернули разницу за пропущенные дни, несмотря на представленную справку.

Этот бизнес, как показывает практика, никем не проверяется и не контролируется. На него сложно найти управу. Индивидуальных предпринимателей нелегко привлечь к ответственности даже при наличии договора. Юридический документ составляется в интересах лишь одной стороны и, разумеется, не в пользу родителей. Поэтому частники сегодня чувствуют себя более чем вольготно.

В том, что в работе частных садов больше минусов, чем плюсов, мы убедились, наведавшись в некоторые из них. Правда, пришлось придумать историю о том, что есть желание устроить к ним свою двухлетнюю дочь.


Жилгородок. Старая “панелька” с потрескавшимся фасадом и специфическим запахом в подъезде. 

В одной из квартир на втором этаже располагается домашний сад. Дверь открывает приятная на вид женщина лет 48–50, ведет меня в зальную комнату. На полу играют восемь или девять ребятишек, старшему – года три. Это, по всей видимости, игровая, но тут же стоят горшки, орет телевизор. В спальне чувствуется резкий запах мочи. Никаких тебе отдельных кроваток-раскладушек – одна большая продавленная кровать, сюда, по всей видимости, и кладут рядком детишек.

Тут в комнату, виляя хвостом, забегают две собачки.

– Да, они живут здесь, но они добрые и не кусаются! А как дети их любят! – предупреждая мой вопрос, говорит хозяйка квартиры, воспитатель и няня в одном лице. Стоимость всех этих “радостей” – 10 тысяч в месяц.


Двухэтажный коттедж в 12-м микрорайоне, расположенный в глубине дачного массива. На воротах вывеска – “Центр раннего развития”. Как правило, под таким громким названием и работают нелегальные детские сады. Родители рассчитывают, что с их детьми будут заниматься профессиональные педагоги, способные найти нужный подход к ребенку и раскрыть его потенциал. На самом деле ни о каком развитии маленького человечка речь не идет. Предоставляются лишь услуги няни. Во дворе детской игровой площадкой и не пахнет. Только песочница размером метр на метр и качели. Нежданным гостям здесь явно не рады. Входная дверь заперта. После настойчивых стуков дверь приоткрывает молодая девушка и в проем спрашивает: “Что вам нужно?”.

Услышав в ответ, что я хотела бы устроить в садик дочь, она закрывает дверь. Появляется другая женщина и любезно приглашает меня войти в дом. У входа замечаем не менее 70 пар обуви.

Принимают здесь с полутора лет. В группах – по 30–35 детей. На просьбу посмотреть, в каких условиях будет содержаться мой ребенок, женщина ответила отказом – мол, не положено. Меню вполне сносное: стандартные каши, плов, рассольник. Но чем кормят здесь деток на самом деле, известно лишь персоналу – родителей на кухню не подпускают даже на пушечный выстрел.

Как оказалось, нет здесь и медработника. На весь садик одна воспитательница и одна нянечка. На мой недоуменный взгляд девушка ответила:

– Дети сами за собой ухаживают, они же все большие.

В этом садике, как рассказала одна из родительниц Венера И., взрослых даже на порог не пускают. Детей принимают и сдают из рук в руки у входа.

Полуторагодовалая дочь моих друзей, посещающая этот сад, как-то ударилась об угол стола. Удар пришелся в глаз, лишь чудом девочка не осталась инвалидом. Чем в это время занималась воспитательница, история умалчивает, но работница первым делом позвонила не в “скорую помощь”, а маме ребенка. Чтобы не лишиться места в садике, все-таки оплата более или менее сносная – 10 тысяч тенге, родители вынуждены молчать и водят своего ребенка туда по-прежнему.


Санэпиднадзор и другие госорганы вправе контролировать только садики, работающие по согласованию с ними, “домашние” не попадают в их поле зрения. Санитарные врачи и чиновники от образования о существовании таких заведений знают, да не могут заявиться с рейдом в чужую квартиру – частная собственность.

Ну проверили в прошлом году, как рассказал начальник отдела городской прокуратуры Абай ИМАНИЯЗОВ, несколько нелегальных садов. А толку? Все адреса направили в финансовую полицию. Чем закончилось дело, неизвестно. Лавочку, может быть, прикрыли, но, скорее всего, бизнес перекочевал на соседнюю улицу или в соседний дом.

Но, как оказалось, нарушают закон и сады, работающие вполне законно.

По словам директора областного департамента госсанэпиднадзора Жайдара КУРМАНОВА, в этом году с плановой проверкой – лабораторными исследованиями микроклимата, освещенности и организации питания – специалисты ведомства наведались во все сады.

– В “Болашаке” выявлено несоблюдение санитарно-дезинфекционного режима. Кроме того, здесь имело место нарушение технологии приготовления блюд. В детском саду “Рауан” сотрудники пищеблока не соблюдали личную гигиену, правила мытья и обработки посуды.

Еще в одном садике – “Дарыне” – выявлено несоблюдение санитарно-дезинфекционного режима, нарушалась технология приготовления блюд, меню не согласовывалось с санитарной службой…

Четыре руководителя наказаны, сумма штрафов составила почти 90 тысяч тенге. Но прибыль-то, наверное, гораздо больше. Поэтому вряд ли организаторов “бизнеса на малышах” такими штрафами напугаешь. Да и если кто и откажется вести своего ребенка в оштрафованный садик – тоже не беда. В очереди ведь 20 тысяч человек. Деваться-то им некуда.

Актобе