Иизвестно, что Антон Павлович Чехов приступил к созданию “Чайки” с настроением написать “что-нибудь странное: много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви…”. Первая постановка в петербургском Александринском театре при жизни автора потерпела фиаско. Но все проходит, а гений остается. Начиная с 1896 года, пьеса пережила множество интерпретаций – от модернизма до арт-хауса. Кто-то сказал, что браться за “Чайку” надо тому, кто сполна набрался жизненного и театрального опыта. В этом контексте Рубен Андриасян, худрук “Лермонтовки” – идеальная кандидатура. На сцене разворачивается настоящая семейная драма. Родные люди – по сути чужие друг для друга, любовь – мнимая и изничтожающая, счастье и успех – иллюзорны, а в финале – безысходная тоска. За всем, словно в замочную скважину, наблюдает зритель. Этот эффект достигается за счет декораций и передвижных конструкций, придуманных художником-постановщиком из Германии Эрнестом ГЕЙДЕБРЕХТОМ.
В конце 70-х тогдашний главный режиссер театра Владимир ЗАХАРОВ ставил “Чайку” с Юрием ПОМЕРАНЦЕВЫМ, Ниной ЖМЕРЕНЕЦКОЙ. Сегодня в “Чайке” Рубена Андриасяна в образе эксцентричной актрисы Аркадиной – Анастасия ТЕМКИНА. Знаменитого, но мягкотелого писателя Тригорина играет Виталий БАГРЯНЦЕВ. В пьесе также задействованы: Роман ЖУКОВ, Виктория ПАВЛЕНКО, Виталий ГРИШКО, Анатолий КРЕЖЕНЧУКОВ, Людмила ТИМОШЕНКО, Геннадий БАЛАЕВ, Алина РУДЕНКО, Дмитрий БАГРЯНЦЕВ. Актеры, передавая характер и сущность своих героев, словно проживали их жизнь.
– Спектакль получился сильным эмоционально и драматургически, – считает известный музыковед Юрий АРАВИН. – Потом этот изумительный эффект подглядывания: одно дело ты присутствуешь, и другое, когда подглядываешь, а значит – видишь истинную правду. Что касается режиссуры Рубена Андриасяна, она как всегда добротна и очень глубока. Режиссура, умудренная жизненным опытом, не кричащая, все на полутонах – это действует сильнее.
Алматы