По словам главы Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрата БИСЕТАЕВА, всходы поднялись поздно. Урожайность в среднем упала на 15 процентов. В общем, крестьяне проиграли.
Год назад отпускную оптовую цену на картофель наши фермеры держали до нового года – 35 тенге. Этот сезон заставил их подняться до 50–55 тенге. Сколько зимой будет стоить второй хлеб – Кайрат Серикбаевич предсказать не рискнул.
– Ох-х-х… На нашем рынке вообще трудно что-то предсказывать. Он плохо мониторится. Ни один государственный орган, ни в одной области сегодня не может предположить, сколько и какой именно продукции нужно закладывать на зиму. И какой может быть цена в декабре или феврале на ту же капусту или морковь.
Сам вырастил – сам и сохранил
Социально-предпринимательские корпорации уже заключают договоры с производителями сельхозпродукции на хранение урожая, чтобы сбить цены зимой в пиковый период.
– У каждого акимата свои программы по стабилизационным фондам. Наш союз с ними напрямую не работает. Мы предлагаем СПК фермерские хозяйства – членов нашего союза, у которых очень сильная материально-техническая база для хранения продукции – картофеля, капусты, свеклы, моркови. Например, акимат Нур-Султана уже третий год с нами работает.
Там поняли, что лучше сотрудничать с владельцами нормальных хранилищ, чем с непонятными овощебазами, построенными во времена СССР.
Крестьяне вырастили продукт, сами его хранят. Есть заказ от СПК – получите заказанный объем по заранее оговоренной цене.
– А качество?
– Если производители-поставщики не сумели его обеспечить – это их проблемы. Сами виноваты. Учитесь! Кстати, акиматы могут проверять качество закладок и заказанный объем чуть ли не каждую неделю. Сколько получилось отхода, в каких документах это отражено? Правда, некоторые акиматы начинают менять правила игры.
– Какие именно?
– Чтобы мы сами договаривались с торговыми центрами по объемам продаж и ценам на их прилавках.
– Это же не ваша “грядка”?
– Ну да, это совсем не наш бизнес. Пришла еда, открывай ворота: почему в Казахстане дорожают продукты
– Месяца полтора-два назад в правительстве заговорили о создании в городах оптово-розничных логистических центров. Чтобы снизить цены на картошку и овощи.
– Мы об этом уже почти три года кричим! В каждом областном центре нужно создать такие центры. Оптовики доставляют туда товар – розничники его в этот же день разбирают. Не важно, что это: картошка, мясо, молочные продукты, овощи…
– Ну вот, кажется, плод созрел. И когда планируете снимать урожай?
– О-о-о… Впереди еще много бумажной работы.
Корнеплоды – всему голова
– Через два года завершается Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017–2021 годы. Насколько вы в нее встроились?
– А мы давно в ней! В прошлую пятницу в Павлодаре как раз обсуждали диверсифицировать наш потенциал. 2017 год дал сигнал: надо искать новые рынки сбыта. По картофелю у нас уже пошло перепроизводство – отечественный рынок закрыли полностью. В Узбекистан поставляем 250–300 тысяч тонн в год. В Россию – чуть больше 50 тысяч. При этом узбеки хотят полностью закрыть себя собственными посадками. Но с экономической точки зрения я не вижу в этом смысла – там совсем другие климатические условия.
– То есть вам надо искать новые рынки? Или перестраиваться?
– А мы уже двигаемся в этом направлении – чтобы дальше развиваться. Акимат Павлодарской области очень агрессивно ищет инвестора на строительство сахарного завода. И мы двумя руками за!
– Кайрат Серикбаевич, это мне говорит картофелевод?
– Мы готовы отдать часть картофельных площадей под сахарную свеклу. По технологии выращивания – где-то близко. А перспективы очень хорошие.
– Есть основания?
– Областной акимат сейчас очень агрессивно ищет инвестора на строительство завода по производству сахара. Самое главное – у нас есть площади и орошение. И еще есть ниша на этом рынке. Министерство сельского хозяйства и правительство рассматривают нас как партнера. И мы уже нарабатываем нужные компетенции.
– Сахарную свеклу в Казахстане традиционно выращивают на юге. И сахарные заводы там же.
– Северные регионы – очень хорошая альтернатива. Там лучше условия. Есть крупные хозяйства, которые способны поставлять необходимые промышленные объемы. Нужна только современная техника, которую можно использовать на больших площадях. Эффективность повышается. В США сахарную свеклу садят очень большие фермерские хозяйства. Ну и главный фактор: содержание сахара в корнеплоде, выращенном на севере, выше, чем на юге!
– Это в теории?
– В этом году 10 фермерских картофелеводческих хозяйств рискнули – посеяли по одному гектару свеклы. По рекомендации немецких специалистов использовали разные сорта. Эти эксперты сопровождали рост все лето. Дотошные ребята…
– И какой результат?
– Минимальная урожайность – 50 тонн. Максимальная (тут г-н Бисетаев торжественно выдержал паузу) – 90 тонн!
– Ого…
Справка “КАРАВАНА”
Средняя урожайность сахарной свеклы в России – 60 тонн с гектара. В США – 70–75 тонн.
– При этом содержание сахара от 14 до 19 процентов. А у нас не было специальной техники. Даже кукурузные сеялки приспосабливали. Картофельную технику применяли!
– Голь на выдумки хитра...
– Очень надеемся, что у нас в области свой завод будет. Аким региона Булат Бакауов уже ищет инвестора на его строительство. Даже место определил. Проектно-сметную документацию пока не видел, но мы готовы войти в этот проект… Сахарную свеклу в Казахстане скармливают скотине. А продать не могут
***
Недавно министр торговли Казахстана Бахыт Султанов встречался с американским коллегой – главой минторга США Уилбуром Россом. Обсудили вопросы сотрудничества, проблемы экспорта-импорта, и – это важно! – вероятные коммерческие и инвестиционные проекты. При этом Бахыт Турлыханович предложил “подкрепить положительный тренд во взаимной торговле, увеличив экспорт казахстанской продукции в США на сумму более 802,1 миллиона долларов по пятидесяти товарным позициям”.
Если американцев не обгонят немецкие конкуренты.
Жандарбек АКТОТАЕВ, АЛМАТЫ