Цены на топливо в Казахстане должны повышаться – эксперт

Цены на топливо в Казахстане должны повышаться плавно и постепенно, чтобы не допустить резкого роста. Об этом в своем Telegram-канале FINANCE.kz заявил финансовый аналитик Андрей Чеботарёв.

По его словам, за последние пять лет объемы производства бензина выросли на 67%, дизеля на 32%. Казахстанские НПЗ работают на 100% мощности и все равно иногда случаются проблемы с поставками на внутренний рынок.

"По прогнозам наша экономика будет расти по 4% и более в год до 2027 года, а это потребует от страны дополнительных мощностей в производстве энергоносителей – экономика без энергии расти не может Цены на топливо у нас не пересматривались с осени 2021 года, а Казахстан стабильно входит в десятку стран с самым дешевым топливом на планете. При этом переток в соседние страны, из-за значительной разницы в цене, не прекращается, а контрабандистов ловят почти каждую неделю", – отметил Чеботарёв.

По его мнению, при текущей бизнес-модели отрасли, когда сырье поставляется на внутренний рынок по себестоимости, а цена топлива ограничена ни о каком новом крупном НПЗ и речи быть не может. В текущих условиях такой НПЗ не выгодно строить, а "взваливать эту ношу на бюджет по меньшей мере глупо".

"Дальнейшее сдерживание цен может привести к необходимости их резкого роста для обеспечения немедленного импорта нефтепродуктов из соседней России, чтобы просто покрыть внутренний дефицит, который образуется из-за роста потребления и невозможности расширения производства. Цены в России выше почти в два раза. Мы просто сжимаем пружину ", – подчеркнул аналитик.

Эксперт отметил, что пора "вынимать голову из песка" и пытаться реанимировать отрасль, убирая искусственные ограничения и объясняя необходимость плавного и постепенного роста цен до экономически обоснованных. Ведь цены на топливо это и зарплаты рабочих и рабочие места.