Корреспондент Caravan.kz проанализировала проект Программы развития железнодорожного транспорта до 2029 года. Представители НПП считают, что это аналог недавно принятой концепции.
Принятие Концепции развития железнодорожного транспорта до 2029 года стало неожиданностью для бизнес-сообщества. Представители НПП считают, что это не что иное, как новая форма Программы развития железнодорожного транспорта до 2029 года. По мнению предпринимателей, в документе есть недочеты и упущения, на которые они указали в письме, направленном на имя премьер-министра Олжаса Бектенова. Тем не менее в ходе заседания министерством транспорта была озвучена информация о том, что Концепция утверждена и запланирована к опубликованию в ближайшие дни. Что же так встревожило бизнес-сообщество?
Судя по информации, приведенной в проекте программы, стоимость железнодорожных перевозок к 2029 году может вырасти в 1,3-1,4 раза. В проекте указано, что «всем заинтересованным сторонам необходимо осознать, что политика сдерживания тарифов не отвечает долгосрочным интересам потребителей». То есть цены на грузоперевозки «спустят на тормозах», а для того, чтобы они не рванули вперед со скоростью электровоза, установят некий верхний предел стоимости. По мнению разработчиков программы, такие меры помогут привлечь инвесторов и избавиться от накопившихся инфраструктурных проблем.
«Физический и моральный износ основных фондов железнодорожной отрасли, в том числе производственных активов группы компаний АО «НК «Қазақстан темір жолы» является значительным, поскольку, вследствие экономических причин, после 1991 года темпы их обновления были очень низкими», - указано в проекте программы.
Вот и приехали! На развитие железнодорожной отрасли за последние четыре года направили около двух трлн тенге, в том числе 332 млрд тенге бюджетных средств. И при этом магистральная сеть изношена на 57 %, локомотивы – на 52 %, грузовые вагоны – на 56 %, пассажирские вагоны – на 43 %. На что тогда были потрачены сотни миллиардов тенге?
Напомним, что месяц назад на заседании мажилиса глава Высшей аудиторской палаты Казахстана Алихан Смаилов раскритиковал КТЖ за неэффективную работу. По его данным, созданные для излишних посредников условия вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге. В целом, по итогам аудита бюджетных средств, были выявлены финансовые нарушения на сумму 29 млрд тенге и неэффективное планирование и использование бюджетных средств на 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге. Пять материалов передали в правоохранительные органы, 117 материалов направили для привлечения к административной ответственности.
Теперь за все это расточительство будет отвечать конечный потребитель. Потому как из-за роста тарифов на грузоперевозки подорожает уголь, зерновые, соответственно мука, хлеб и комуслуги.
Прогнозная динамика цен и тарифов, тенге/ % к уровню 1997 года
Источник: Прогноз МНЭ РК и инерционный прогноз
Что касается пассажирских перевозок, то они тоже подорожают. Регулироваться государством будут только цены на места в плацкартных вагонах. А вот за более комфортабельные условия – купе, СВ, места в женских вагонах - придется платить больше. И,чтобы поставщики немного умерили свои аппетиты, будет установлен диапазон стоимости в зависимости от качества, сезонности, пикового спроса. К чему это приведет? Может пострадать внутренний туризм (на плацкарте до озера Алаколь или в Боровое ехать не комфортно, а купе будет не всем по карману).
В программе указано, что для совместного управления национальным перевозчиком пассажиров будет привлечен иностранный партнер Deutsche Bahn. Напомним, что в 2019 году немецкие управленцы обещали снизить долговую нагрузку КТЖ, но так и не выполнили свою миссию. Зато на консультационные услуги иностранным специалистам было потрачено 1,8 млрд тенге. Сколько на этот раз заплатят консультантам? Эти расходы тоже включат в стоимость билетов?
Есть еще один интересный момент. Судя по информации в документе, на казахстанском рынке появится новый монополист - оператор магистральной железнодорожной сети (МЖС), который будет выделен в самостоятельное юридическое лицо. По задумке разработчиков программы, за пользование железной дорогой будут платить так же, как за автодороги. То есть новый монополист будет неким аналогом АО «КазАвтоЖол», который установит тарифы за пользованием каждого отрезка путей.
При этом плата за доступ к железным дорогам будет соотноситься с платой за доступ к автодорожной инфраструктуре. Если опираться на текущие автодорожные тарифы, то за вагон весом 68 тонн, который прошел 100 км пути, придется заплатить около 13-14 тыс тенге? Это дополнительная нагрузка на стоимость грузоперевозок. Деятельность нового монополиста нужно проверять, для этого будет создан специальный отраслевой регулятор. За чей счет этих контролеров планируют содержать, платить им зарплаты, премии? По всей видимости, за счет конечных потребителей. Ведь все эти издержки войдут в цену товаров и пассажирских билетов.
Очищение КТЖ от взяток и серых схем: кто займет кресло директора нацкомпании
Все эти меры, по мнению разработчиков, приведут к созданию конкурентной среды в железнодорожной отрасли. Они считают, что единовременный скачок цен будет значительным, однако по прошествии времени все стабилизируется, стоимость перевозки грузов выровняется с ценами на автомобильные перевозки. В проекте указано, что дальнобойщики сейчас отбирают хлеб у железнодорожников, предлагая более выгодные цены и условия. И чтобы с ними конкурировать, стоимость перевозок по железной дороге придется снижать. Но автотранспорт не всегда выигрывает у железнодорожных перевозок. Например, зимой грузоотправители больше склонны использовать железнодорожные вагоны. Получается, в зимний период стоимость железнодорожных перевозок будет повышаться, а летом - снижаться?
В сфере пассажирских перевозок вообще планируют создать единую систему, объединяющую железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт и продавать билеты по принципу «одного окна». То есть будет еще один единый оператор? А как планируют решать вопрос с имеющимися компаниями по продаже билетов?
По мнению разработчиков, все это делается для достижения цели, поставленной главой государства, - удвоению ВВП к 2029 году. Но если все эти меры будут приняты, есть риск того, что рост ВВП произойдет исключительно за счет двукратного роста цен.
Кроме того, повышение цен на грузоперевозки в Казахстане, сделает наши приграничные территории еще более привлекательными для поставок российских товаров. Сейчас тарифы на грузоперевозки для нерезидентов почти в три раза выше, чем для резидентов. В прошлом году российский перевозчик даже пожаловался на «кабальные условия» КТЖ в общественной приемной Евразийской экономической комиссии в Новосибирске. Что будет, если наше государство перестанет регулировать цены на железнодорожные перевозки? Все эти моменты нужно учитывать и обсуждать с бизнесом.
Но, по всей видимости, вопрос, касающийся железнодорожных реформ, уже решен и обсуждению не подлежит.