Цены на напитки. Жажду задушит жаба?

Недавно производители питьевой и минеральной воды, безалкогольных напитков и соков Казахстана заявляли, что этим отраслям грозит закрытие большей части предприятий. Причина – изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на подземную воду. В частности, предлагалось установить ставку НДПИ в размере 1 МРП (1 982 тенге) за 1 тонну добытой воды. Что в свою очередь увеличило бы налог для производителей напитков и воды в среднем в 500 раз. В результате продукция для конечного потребителя могла подорожать на 20–25 процентов, а налоговая нагрузка – увеличиться до 40 процентов.

После таких заявлений многие казахстанцы испугались, что им станут недоступны не только соки, кола, пепси, лимонады и другие сладкие газированные напитки, но и обычная питьевая вода. Не секрет: во многих населенных пунктах казахстанцы пьют только бутилированную воду. И за примером далеко ходить не надо: часть населения Талгара, до которого от Алматы рукой подать, покупает живительную влагу. Ну не потреблять же мутную жидкость с травой, насекомыми и ржавчиной?

Что и чье мы пьем?

По данным Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК, емкость рынка питьевой воды и соков составляет примерно 1 900 миллионов литров, в денежном эквиваленте – около 50 миллиардов тенге в год. Казахстанский рынок представлен 72 компаниями с общей численностью работников более 5,5 тысячи. Собственное производство воды и напитков составляет примерно 80 процентов.

Импорт напитков в 2014 году составил 77,8 миллиона литров. Почти половина его приходится на Россию. В небольшом количестве на прилавках отечественных магазинов встречаются соки, воды, лимонады из Таджикистана, Литвы, Азербайджана, Белоруссии, Украины, Грузии. Есть столовые воды и европейского производства, но их доля потребления мизерна: стоимость бутылки такой воды – 500–700 тенге за пол-литра. И меняется она в зависимости от колебания евро.

Экспорт казахстанской питьевой продукции в прошлом году составил 81,7 миллиона литров, в том числе в Киргизию – 44,6 миллиона, Таджикистан – 18,3 миллиона литров.

“Транжиры” будут платить больше

Больше месяца шел диалог между предпринимателями и государственными органами по поводу ставки НДПИ. В конечном итоге производителям пошли на некоторые уступки. Мы попросили министерство финансов РК прокомментировать: как все-таки изменится ставка НДПИ, чем это выльется для заводов – изготовителей напитков (продукты питания мы будем рассматривать отдельно) и в итоге – для потребителя. Как следует из ответа вице-министра финансов Ардака ТЕНГЕБАЕВА, принято решение об исчислении НДПИ в размере 25 процентов от МРП по добытым объемам минеральных подземных вод, хозяйственно-питьевых подземных вод, используемых для производства алкогольной, пищевой продукции, безалкогольных напитков.

Таким образом, с одной тонны воды налог составит 500 тенге. Нововведение затронет в первую очередь производителей сладких газированных напитков, которые допускают наибольшие потери воды. Так, для производства литра готового напитка расходуется от 4 до 8 литров чистой подземной воды, потери составляют 80 процентов. Увеличение конечной стоимости продукции прямо пропорционально величине потерь, подчеркнули в минфине.

Предприниматели же опасаются: рост цен на их продукцию может отразиться на конкурентоспособности. Поговаривают и о том, что выпускать отдельные напитки будет выгоднее в других странах СНГ, где ставка налога ниже.

Некоторые уже подняли цены, но на сколько – коммерческая тайна! Так, в розничной сети подорожали кола, отдельные лимонады, воды. У менеджеров и продавцов магазинов ответ один: цены диктует поставщик.

Мы отправили официальные запросы на почтовые ящики, указанные на сайтах, трех наиболее крупных компаний – Coca-Cola Almaty Bottlers, ТОО “Обис”, RG Brands (производитель пепси и других напитков). На вопрос: “В связи с плавающим курсом тенге увеличилась ли отпускная цена напитков компании?” – получили пространный ответ одного производителя: “Основная часть ингредиентов, которые компания Coca-Cola Almaty Bottlers использует для изготовления линейки продукции, – импортируемая составляющая, поэтому изменение курса напрямую влияет на отпускную стоимость продукции”. “Безусловно, отечественные производители безалкогольных напитков будут вынуждены пересматривать цены и не смогут конкурировать с импортируемым товаром”, – вот и ответ на вопрос, как, вероятно, компания отреагирует на трансформацию налоговой ставки.

Два других производителя – ТОО “Обис”, RG Brands – не посчитали необходимым ответить редакции, информировать потребителя о своих ценах. У нас сложилось мнение, что производители полностью отгородились от внешнего мира: связаться с их пиар-службой, менеджерами через коммутатор и по указанным номерам телефонов не удавалось на протяжении недели! На другом конце провода просто бросали трубку.

Стимул для тех, у кого безопасно

В минфине уверены: предлагаемый размер НДПИ не приведет к снижению потребления питьевой воды. Средняя мировая розничная цена бутылки – более доллара. В Казахстане она варьируется от 28 до 30 тенге за литр, в России – от 33 до 73 тенге, в Белоруссии – 28–45 тенге за литр. А теперь вспомните: по какой цене вы покупаете воду в магазинах и супермаркетах? Если брать за основу данные минфина, то накрутка на литровую бутылку превышает ее стоимость в 3–4 раза!

Да, предлагаемые поправки в закон предусматривают снижение ставки НДПИ в зависимости от категории налогоплательщиков, исходя из социальной значимости их деятельности. К примеру, для субъектов естественной монополии в водохозяйственной сфере или реализованных таковыми НДПИ будет исчисляться в размере 0,1 процента от МРП.

“КАРАВАН” в свою очередь предлагает ввести стимулирующие меры для производителей, чья продукция стопроцентно безопасна, полезна для населения, ее состав полностью известен и не вызывает нареканий у врачей. Этот вопрос мы затронули не случайно.

Последние годы казахстанские медики обеспокоены растущей массой тела детей, подростков, взрослого населения страны. Причина – малоподвижный образ жизни, злоупотребление сладкими газированными напитками, фастфудом, высококалорийными продуктами, жирами. По данным прошлогодних исследований Казахской академии питания, более половины населения страны в возрасте от 15 лет и старше (55,5 процента женщин и 49,2 процента мужчин) страдает избыточной массой тела или ожирением. Что касается детей, то у каждого седьмого ребенка от года до 14 лет есть лишний вес или ожирение.

Диабет и другие страшные последствия

У специалистов мы заодно поинтересовались: как влияют сладкие газированные напитки на здоровье при регулярном их употреблении? Оказывается, связь между их потреблением и повышенным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний получила подтверждение в исследованиях Гарвардской медицинской школы. Тот, кто регулярно пьет несколько порций газировки, на 35 процентов чаще страдает болезнями системы кровообращения, говорится в официальном ответе Казахской академии питания.

– Сладкие газированные напитки (кола, лимонад и т. д.) – популярный продукт, перегруженный сахаром, – комментируют в ответе специалисты академии. – В стакане растворено от 3 до 6 чайных ложек сахара, то есть 20–40 граммов. Это очень много, ведь рекомендуется не более 6 чайных ложек в день. Единовременное поступление столь большого количества сахара в организм, происходящее более раза в неделю, чревато развитием так называемого метаболического синдрома – резистентности к инсулину. Данное состояние характеризируется увеличением массы жира в области живота, хронически повышенным уровнем инсулина в крови. Это усиливает риск сахарного диабета второго типа и болезней системы кровообращения.

Кроме того, любители газировок постоянно опустошают запасы ценных минералов и витаминов в своем организме и могут заболеть остеопорозом (хрупкость костей и подверженность переломам).

Пищевые красители, придающие напиткам яркий цвет, консерванты и углекислый газ, удлиняющие срок хранения продукта, также негативно влияют на здоровье. Советуем не давать детям напитки, в которых есть бензоат натрия вместе с аскорбиновой кислотой в качестве консерванта.

Тогда почему же эти напитки столь популярны?

– Люди буквально подсаживаются на газированные напитки, лимонады, чаи, соки из восстановленного концентрата, нектары, морсы, содержащие в избытке сахар, – читаем дальше. – Выпив порцию напитка, человек получает в быстрой и доступной форме глюкозу, чему особенно рад наш мозг. В нем существует центр удовольствия, который включается при потреблении сладкого, так же как у наркомана активируются зоны удовольствия при получении дозы наркотика. Свою роль играет агрессивная реклама, воздействующая на сознание молодых людей.

Несколько лет назад экс-депутат парламента Берик Бекжанов всерьез озаботился здоровьем казахстанцев и даже поднимал вопрос о составе сладких газировок. В ответ производители поспешили оправдаться: дескать, вся их продукция безопасна. Мы не эксперты. И можем только приводить данные специалистов, которые изучают эти вопросы.

Рискнем предположить: будь цена на такие напитки выше, они были бы менее доступны населению, особенно детям. Ведь часто вместо полноценного обеда школьники предпочитают потратить карманные деньги на напитки и фастфуд. А может, действительно стоит пересмотреть ставку НДПИ с точки зрения безопасности населения? Вопрос оставляем открытым для обсуждения.

Алматы