Тема мероприятия вполне серьезная и для западной публики, наверное, звучит подтверждением образа региона как чего то, подобного Балканам, то есть если еще не воюющего между собой, то близкого к этому. В самом деле, что знают о части Центральной Азии СНГ на Западе? В первую очередь что регион граничит с Афганистаном, еще что в одной из местных стран, в Таджикистане, пять лет подряд шла гражданская война, а в другой, Киргизии, периодически вспыхивают внутренние конфликты. Логично, на взгляд западной публики, что проблема нелегального оборота оружия здесь должна быть очень острой.
Но если кто-нибудь в Европе, кроме дипломатов, которым это положено по должности, обратит внимание на ход круглого стола в Алматы, то этот европеец будет разочарован и удивлен. Во всяком случае, никаких серьезных, тем более кричащих фактов серьезной контрабанды оружия или цифр, способных подтвердить его широкое нелегальное распространение в странах Центральной Азии, приведено не было. Похоже, что аналогия между Балканами и Центральной Азией, рухнула сразу же.
На самом деле, никакой сенсации в этом нет, если подходить к вопросу не с западными штампами, а с нормальными местными, азиатскими реалиями. Известно, что любой рынок, в том числе и криминальный, держится на спросе. Спрос же на оружие в первую очередь рождает война. Центральная Азия после распада СССР пережила войну лишь однажды, в Таджикистане. К счастью, уже пять лет ситуация там относительно нормализовалась. Военные конфликты в Баткенском районе Киргизии были достаточно скоротечными и не очень интенсивными, чтобы возник устойчивый спрос на оружие у населения. Надо заметить, что и традиции и ментальность местных народов не такие милитаризированные, как в некоторых других регионах (например, на Кавказе), и здесь нет обычая считать мужчину мужчиной в зависимости от того, есть у того оружие или нет.
И так, получается что как потребитель оружия на теневом рынке регион Центральной Азии среди мировых лидеров никак оказаться не может. Чего не скажешь о легальных закупках оружия, проводимых странами Центральной Азии, в первую очередь Казахстаном и Узбекистаном. Здесь картина другая, ее можно назвать стабильно прогрессирующей. Буквально все республики региона наращивают импорт оружия и военной техники. Военные расходы Казахстана в 2000 году составили 117 млн. долларов, в 2001 году - уже 192 млн., в нынешнем они должны составить около 225 млн. У Узбекистана военный бюджет и того больше, за пять лет они увеличились с 429 млн. долларов до 660 млн., превысив военные расходы всех остальных стран региона вместе взятых.
Причина увеличения расходов на оборону при не очень стабильной экономике стран региона ясна, это ухудшение внутриполитической ситуации в Центральной Азии. Плюс, долгое время местные политические режимы боялись угрозы из Афганистана. Но с устранением этой угрозы никто пока военные бюджеты сокращать не собирается.
Можно много спорить о том, насколько это оправданно с точки зрения стабильности внутренних экономик, но при том к теме международного нелегального рынка вооружений это отношения не имеет, так как государственные закупки оружия делаются на межправительственном уровне и прозрачны настолько, насколько это допускает эта специфичная тема.
Остается еще одна важная сторона проблемы: теоретическая угроза использования Центральной Азии как транзитного моста для поставок нелегальных партий оружия, то есть то же, что уже происходит с регионом в плане трафика наркотиков.
Соседство с Афганистаном дает основания для таких опасений, даже не смотря на относительную стабилизацию ситуации там, ведь никто не может гарантировать, что в этой очень сложной в политическом плане стране завтра дела не изменятся в сторону ухудшения. И наверное, именно эти опасения и были первоосновой для проведения конференции ОБСЕ именно в Центральной Азии.
Конкретных рецептов борьбы с этим, на данном этапе еще теоретическим злом, дано на конференции не было, сами представители ОБСЕ говорили, что здесь универсальных средств нет, в каждом регионе и в каждой стране свои проблемы по трафику оружия и свои способы его предотвращать. Но однозначно, что все эти способы связаны в первую очередь с усилением пограничного и таможенного контроля. На усилении этих направлений, видимо, и будет концентрироваться помощь ОБСЕ странам Центральной Азии в борьбе с нелегальным трафиком оружия.
Но главный итог круглого стола все же в том, что страны Центральной Азии оказались вне подозрения в широком участии в международном "черном" рынке вооружений.