Центральная Азия: между инновациями и уятом

Центральноазиатские республики всегда были особым миром со своими порядками и традициями. Но в то же время наши страны – это то ли связующее звено, то ли лакомый кусочек для соседних крупных держав. Оттого особенно важно, насколько современными, независимыми и сильными станут Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан.

Внутренней стабильностью сейчас могут похвастать лишь единицы из этой пятерки. Да и что есть эта стабильность? Начало процветания или застой?

Эксперты “Алматы-клуба” презентовали свое видение модернизационных процессов в ЦА и предупредили о рисках, которые есть в каждой республике.

Как отмечает в докладе группа политологов из этих стран, в стратегических планах абсолютно всех государств региона упор делается прежде всего на экономическую и технологическую модернизацию.

– Единственную в Центральной Азии попытку модернизировать не только экономику и технологии, но и какие-то общественные парадигмы предпринимает Казахстан с программой “Рухани жаңғыру”, да и то не так давно, – говорит политолог из Ташкента Сардор САЛИМОВ.

Вместе с тем технологическая и экономическая модернизация без развитого морально и духовно общества – это не совсем правильный путь, и проблемы стали отчетливо видны уже сейчас.

– Сводить модернизацию к обновлению только одного сегмента общества – к экономике ли, к технологии или к чему-то еще, не затрагивая при этом культурную и политическую сферу, это значит провоцировать появление неустойчивости в обществе и чревато серьезными социальными потрясениями, – предупреждает политолог.

В Центральной Азии этот риск усугубляется тем, что все реформы проводятся с упором на бюрократию на фоне очень низкого качества государственного аппарата.

– Перемены, ущемляющие интересы влиятельных групп и самой бюрократии, оказываются, как правило, быстро свернутыми. Отсутствие у правящих групп стимулов к изменениям, которые могут ослабить их политическое или экономическое господство, создает порочный круг: многие реформы не дают желаемой отдачи или оборачиваются неожиданными негативными последствиями, – рассказывает о том, к чему ведет такая модернизация, эксперт. В Узбекистане молодую певицу лишили лицензии за "откровенный" клип

Резюмируя, Сардор Салимов отмечает, что в Центральной Азии зачастую происходит ложная модернизация, когда вроде бы и технологии появляются, правда, все больше в оборонной промышленности и охране правопорядка, и западные идеалы демократии в виде парламентов и партий номинально есть, а общество живет по архаичным законам.

– В результате деградации госуправления в Узбекистане, например, стали обыденными случаи рукоприкладства или феодального произвола местных начальников и высокопоставленных чиновников, чего нельзя было представить хотя бы в советское время, – сетует Салимов.

В качестве примера такой деградации он привел недавний инцидент, когда вице-премьер Узбекистана Зойир МИРЗАЕВ сначала был со скандалом уволен за издевательства над фермерами, а через пару недель стал хокимом Шароф Рашидовского района Джизакской области.

Казахстанские эксперты с коллегой из Узбекистана полностью согласны.

– Если говорить о Казахстане, то мы шли таким путем: “сначала экономика, потом политика”, потом – “немного политика и экономика”, а человек все время оставался за пределами этих сфер интересов. Но сейчас мы пришли к тому, что модернизировать и экономику, и политику будет человек. Для этого он должен быть самодостаточным, с этнической, региональной и страновой идентичностью. У него, безусловно, должно быть хорошее образование. И, когда мы говорим о завозе лучших практик и технологий, упор, думаю, надо делать на образовательных методиках, – делится мнением руководитель Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в ЦАР Академии госуправления при Президенте РК Айгуль САДВАКАСОВА.

В то же время аналитик Института анализа, прогнозирования и стратегических инициатив партии “Нұр Отан” Владимир ТЕЛЬНОВ напоминает, что вслед за стратегией “Рухани жаңғыру” казахстанские власти презентовали новый документ, демонстрирующий новый этап культурной и духовной модернизации казахстанского народа, – программную статью Президента “Семь граней Великой степи”.

– Когда наши страны получили независимость, вершиной модернизации представлялись западные страны. И наши государства перестраивались в соответствии с этими моделями. Что в результате получили? У нас сейчас экономика преимущественно западная, а менталитет – восточный. Это, конечно, очень тормозит развитие.

Так же стоит учитывать, что, пока мы стремились реализовать западный проект, те же западные страны оказались в глубоком кризисе. То есть та модель, которая принята нами изначально за основу, тоже не совершенна и нуждается в модернизации.

Наши страны сейчас думают над тем, как выйти из этого положения, и это проявляется в различных сферах. Возьмем для примера историю. История Казахстана была европоцентричной. Сейчас же в своей статье “Семь граней Великой степи” Нурсултан НАЗАРБАЕВ показывает, что много достижений было и у кочевой восточной цивилизации, – напоминает эксперт. Об ұят, и не только о нем

Таким образом, Казахстан первым из центральноазиатских стран решил строить свое реформирование на основе национальной идентичности и истории. Перенять такой подход казахстанские эксперты советуют и другим странам региона.

– Можно долго рассуждать о том, что у нас хорошо, а что плохо, где точки соприкосновения, но в целом, как мне кажется, наши страны могут быть очень хорошими наследниками того культурного опыта, который есть на нашем пространстве, и только потом можно переходить к поиску моделей роста, – говорит Айгуль Садвакасова.

Прислушаются ли к этому совету в соседних странах – большой вопрос, ведь не секрет, что наряду с публичными уверениями в побратимстве и общности интересов наблюдается и борьба за лидерство в регионе. Одно эксперты отмечают единогласно: все пять республик ждут перемен. Несмотря на слабую материальную поддержку и низкий уровень развития гражданского общества в Центральной Азии, альтернативные стратегии развития появляются в странах все чаще.

Астана