Если сказать, что налоговое администрирование в Казахстане не идеально, значит, ничего не сказать. В налоговых комитетах стоят огромные очереди для сдачи налогов. Само по себе налоговое администрирование изобилует бюрократическими препонами, а, следовательно, дорого обходится налогоплательщикам.
В прошлом 2003 году алматинские предприятия заплатили около 800 млн. долларов только за саму процедуру сдачи отчетов (бланки, зарплата бухгалтера, водитель, бензин и т.д.). В размерах республики эта цифра возрастает уже до 4 млрд. долларов. При том, что казахстанский бюджет равняется сумме 5,8 млрд. долларов.
По мнению предпринимателей, - это колоссальная сумма - не хорошо "вымывать" ее у местного производителя. Такой финансовый ресурс можно было бы пустить на реинвестирование собственного предприятия. Ведь для реализации Стратегии индустриальноинновационного развития до 2015 года тоже нужны деньги.
А то, сколько времени уходит на подготовку бухгалтерских отчетов для налоговых органов, вообще не подлежит никакой критике, - на это тратится львиная доля рабочего времени бухгалтера. Т.е., почти все его время уходит на сведение балансов для налоговых комитетов. Иными словами: из 282 рабочих дней, 240 бухгалтером тратится на сдачу налоговой отчетности. Соответственно количеству предприятий, Алматы нуждается порядка в 80 тыс. бухгалтерах. Понятно, что столько высококачественных специалистов просто нет.
Отдельная песня штрафы. Здесь можно понять и налоговиков и бухгалтеров. Малейшая ошибка - и придется раскошелиться на десятки тысяч тенге. Это еще полбеды. Штрафные санкции могут перемахнуть и за сотню тысяч тех же тенге. В прошлом году алматинские предприятия расплатились за свои ошибки в бухучете общей суммой в 2 млрд. тенге. Человек не идеален, - бухгалтер всегда будет допускать какиелибо ошибки, даже если он "собаку съел" на этом деле.
Современные методы сдачи налоговой отчетности в электронном виде (ЭФНО), мягко говоря, находятся в стадии совершенствования. А когда их усовершенствуют, не может сказать даже сказать инициатор данной "революции", который сегодня уже не работает в системе минфина. На сегодняшний день по городу Алматы отчеты в электронном виде сдают только около семи тысяч предприятий. Всего в южной столице насчитывается около 70 тысяч субъектов малого бизнеса. Из них - 47 тыс. - юридические лица и около 22 тыс. частных предпринимателей. Следовательно, отчетность в ЭФНО сдают около 10%, остальные по старинке - носят на бумажных носителях, извините за тавтологию.
Проблема самого налогового учреждения, с точки зрения оргвопросов, заключается в том, что, при увеличивающемся числе предприятий, число налоговых инспекторов не увеличивается. То же самое можно сказать о помещениях, об оперзалах и т.д. и т.п. В результате это может привести к тому, что однажды процедура налогообложения просто сломается. А если не сломается, то будет сильно "хромать". Иными словами, государство не в состоянии легко и необременительно для своего донора - налогоплательщика принять то, что называется "кесарю кесарево".
В данной ситуации налоговому комитету из-за возрастающей нагрузки будет затруднительно лишний раз выдавать справку, к примеру, о задолженностях юр. лица перед бюджетом. А это, в свою очередь, отрежет путь к участию в тендере. В общем говоря, то, что правительство пока не решает обозначенную проблему обеспечения кадрами, техникой и помещениями, в будущем может превратиться в другие куда более запущенные проблемы.
К примеру, головной болью налоговых органов являются так называемые "брошенные" предприятия, которые перестали работать, но занимают место в реестре, портя отчетность. Начиная с времен первой легальной кооперации в 80х г.г., таких предприятий скопилось около 47 тыс. Тому несколько причин. Бывшие хозяева разъехались по всему миру. Сама процедура закрытия предприятий стоит немалых денег (от 5 до 10 тыс. у.е. США), времени и нервов. Поэтому предприниматели закрывают свое предприятие только в том случае, если оно является препятствием на пути их деятельности. Потому что, если бизнес развалился, то откуда брать
деньги на его "сворачивание"?
Кроме того, 20042005 годы объявлены периодом перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). За такой короткий промежуток времени трудно будет переподготовить всю армию казахстанских бухгалтеров. Особенно, если учесть, что на рынке труда - явный дефицит высококвалифицированных бухгалтеров.
По мнению экспертов, сегодня нет необходимости переводить казахстанские стандарты бухучета на МСФО. Международные стандарты необходимо требовать от экспортоориентированных предприятий, участников ВЭД. Но, самое, наверное, главное - бух отчетность должна быть прозрачной, что является весьма актуальным на сегодняшний день.
Отсюда возникает классический бухгалтерский вопрос: что делать? Можно ли в подобной ситуации разрешить проблему красиво и элегантно: при минимальных затратах и с максимальным эффектом?
Сами предприниматели сегодня видят выход в создании системы централизованной бухгалтерии. Данная система подразумевает создание центра, который будет обслуживать сразу много фирм, т.е. один бухгалтер сводит балансы нескольким предприятием. На первый взгляд звучит заманчиво. Но система находится пока в стадии разработки. И в ней много "подводных камней" юридического, финансового и организационного характера.
Один из главных принципов, на котором строятся отношения деловых партнеров - это доверие. А потом уже все остальное. Так как бухгалтерия является достаточно интимной вещью, о которой принято молчать перед чужими, также и здесь - доверять ее каждому - чревато последствиями.
И в целом в деле построения института централизованной бухгалтерии возникает множество "неувязок". К примеру, вопросы организационного характера - хранения, конфиденциальности документов и информации, качества их подготовки. Опять же проблема кадров.
Новое направление потребует специальной подготовки персонала. На законодательном уровне потребуется разработать такие механизмы, которые позволили бы предотвратить утечку информации от лиц, занятых в централизованной бухгалтерии. Вероятно, данный механизм удастся воплотить в реальность при помощи старого доброго принципа "кнута и пряника". Не удивительно, если новых бухгалтеров заставят подписывать некое подобие договора о неразглашении. А не сумевших "удержать язык за зубами", подвергнут какой-либо "жесткой каре" вроде административной или уголовной ответственности. Кроме того, по предложению предпринимателей, штрафы за ошибки в отчетности будет платить предприятие, предоставляющее услуги централизованной бухгалтерии.
Сами налоговики из городского комитета в начале вообще были настроены "против". Сегодня, после долгих бесед с инициаторами данной идеи, они вроде бы приходят к судьбоносному консенсусу.
И даже шаг за шагом начинают "идти навстречу". В результате сегодня, при инициативе департамента малого бизнеса алматинского акимата и городского налогового комитета, создается рабочая группа по разработке законодательных и финансовых механизмов создания организаций, которые в будущем должны будут заняться предоставлением услуг централизованной бухгалтерии.
В состав данной рабочей группы вошли эксперты из области финансов, аудита, предпринимательского права. И, конечно, сотрудники ДМБ и налогового комитета. Сотрудники налогового комитета требуют разработки прозрачных механизмов деятельности централизованной бухгалтерии - дело новое, неизвестное и непонятное. Однако, об этом неизвестно, вероятно, только налоговому комитету. Централизованная бухгалтерия давно развивается, но, что называется, "в подполье". Кроме Алматы, такая уже "работает" в Уральске.
Несколько бухгалтеров сидят в одной квартире и готовят отчеты сразу для многих предприятий. Подобная услуга подкупает своей дешевизной. Но по большому счету качество таких услуг остается на уровне кустарных. У "кустарей" нет никакой ответственности, а в результате, с документооборотом компании может случиться непредсказуемое. От документов можно не найти следов.
Рабочая группа по разработке уставных документов для централизованной бухгалтерии набирает темпы: вероятно, уже в середине мая месяца документы будут презентованы руководству городского налогового комитета.
По признанию самих налоговых инспекторов, централизованная бухгалтерия позволит укрепить связи государства с предприятиями. Будет уходить меньше времени на обучение или переподготовку бухгалтеров. Упростятся процедуры по проведению различных семинаров, коллоквиумов и прочих совместных заседаний. Если же сам налоговый комитет внутри своей структуры также откроет аналог централизованной бухгалтерии, налоговая отчетность еще более упростится и усовершенствуется.
В качестве живого примера алматинские бизнесмены отметили следующий случай. ДМБ вышел с инициативой в горуправление охраны окружающей среды с предложением отмены приема пустографок. В результате около 17 тысяч предприятий не маются в очереди для сдачи отчетности. Следовательно, часть проблем разрешилась.
Просто необходимо разработать документ о статусе данной организации, квалификационные требования для сотрудников, юридической ответственности при осуществлении деятельности - исключения основополагающих ошибок при ведении учета.
Основная проблема современного бухучета состоит в его универсальности. По большому счету, бухгалтерия, точно также, как и юриспруденция или медицина - не терпит универсализма. Когда произносят слова "юрист" или "доктор", нужно всегда уточнять по отраслевому направлению. К примеру, стоматолог имеет дело с зубами, а проктолог или уролог с иными частями тела. Качественный бухучет должен быть настроен на определенную отрасль хозяйственной деятельности.
Следовательно, работодатели сегодня должны связаться с ректоратами вузов, чтобы подсказать по каким направлениям нужно готовить специалистов.
Проблему дефицита профессиональных кадров, обусловленной большой текучестью, испытывает и сам налоговый комитет. При низкой зарплате и повышающейся нагрузке, инспекторы пытаются найти более приемлемые условия для работы.
Зачастую они уходят в частный сектор. Когда на их место приходят новые сотрудники, правила и налаженные связи тоже меняются, порой не в лучшую сторону. В результате приходится выстраивать все по-новому. А это требует дополнительных времени и сил.
Электронный адрес автора: peternnp@yahoo.com