Центр телемедицины: палочка-выручалочка для больных коронавирусом

Данный городской центр – ноу-хау отечественного здравоохранения, пока единственный в республике, он создан, чтобы дистанционно оказывать медицинские консультации, мониторить состояние пациентов с вероятными и подтвержденными случаями КВИ. Сейчас в пик очередной, самой агрессивной, волны коронавируса за всю пандемию – сюда ежедневно поступают порядка 900 звонков!

Создание виртуальной больницы

Единой службе по вопросам лечения коронавируса, по сути, “виртуальной больнице” – в сентябре исполняется год. В центре консультируют и наблюдают за пациентами, находящимися на домашнем карантине, а также за теми, кто в зоне риска. Очень жалею, что, когда сама болела коронавирусом, не знала о существовании этой услуги. А вот те, кто обращался сюда, пишут благодарные отзывы на их страничке в “Инстаграме”. Здесь трудятся врачи самых разных специальностей, которые прошли обучение для работы в формате телемедицины. Работа осуществляется в 2 направлениях: любой гражданин может обратиться по телефону, если подозревает у себя ковид, также врачи центра сами ежедневно обзванивают пациентов, больных коронавирусом, которые лечатся амбулаторно. Дают рекомендации, находятся с ними в постоянном контакте, мониторят соблюдение ими карантинного режима. Также здесь консультируют по вопросам вакцинации от КВИ.

– Вашему центру в сентябре будет год. Чувствуете, как после каждой новой волны ковида увеличивается нагрузка?

– Да. Например, когда была волна в марте этого года, у нас было 56 сотрудников. И мы физически не успевали, задерживались до 23.00, чтобы обзвонить, карточку заполнить, провести мониторинг – охватить всех, кто находится на домашнем карантине, – рассказывает Арлан АЗАМАТУЛЫ, ответственный смены Центра телемедицины. – После того как мартовская волна прошла, руководство приняло решение, что нужно усиливать центр и готовиться к следующей волне. Было добавлено 10 постов, на которых будут сидеть сотрудники, увеличен штат – сейчас у нас 78 сотрудников. Нынешняя волна намного сложнее и жестче. Если в марте 2021-го на домашнем карантине в Алматы находились до 8 тысяч человек, то на данный момент – около 14 тысячи. Представьте этот объем. Также у нас есть еще входящие звонки от горожан, у которых появляются симптомы КВИ, по вопросам вакцинации. Пациенты, у которых появляются симптомы коронавирусной инфекции – потеря вкуса, обоняния, спрашивают, что им делать, мы их заносим в “актив” – то есть передаем данные этого человека в поликлинику по месту проживания. Далее к ним приходят, осматривают, берут ПЦР, делают соответствующие рекомендации, если ПЦР положительный – вносят информацию на портал, и дальше мы уже его сами наблюдаем.

– В прошлом году было много жалоб от горожан, что невозможно было дозвониться на “горячие линии” по вопросам КВИ. Центр телемедицины появился как ответ на эти запросы?

– Изначально это была пилотная версия, центр был организован, чтобы ослабить давление на поликлиники, разгрузить их, облегчить работу. Модель эта “пришла” к нам из России. Сейчас у нас есть 3 степени тяжести КВИ – бессимптомная, легкая и средне-тяжелая. Наша работа состоит в том, чтобы бессимптомная степень не перешла в легкую, легкая – в средне-тяжелую и т. д., чтобы не доходило до госпитализации. В связи с этим мы ежедневно мониторим пациентов, которые находятся на домашнем карантине, следим, чтобы их состояние не ухудшилось.

– То есть вы помогаете там, где не хватает рук у врачей районных поликлиник?

– Сейчас эпидобстановка напряженная, и поликлиники физически не успевают. Работаем вместе, сообща, у нас нет цели указывать на их ошибки. Правильнее будет сказать, что у нас – симбиоз. Например, есть пациенты, которые не отвечают на звонки, тогда мы обращаемся в их поликлиники, чтобы они съездили, посмотрели, всё ли хорошо, – получаем обратную связь, что человек карантин не нарушает, назначения соблюдает.

Реальная помощь по телефону

– Как вы контактируете с пациентами?

– У нас есть 2 способа общения – через аудио- и видеозвонок. С каждым работаем индивидуально. Смотрим его гемодинамическое состояние, визуально оцениваем, как он себя чувствует, хотя легкие мы не можем послушать, но даже через видеозвонок слышны заложенность носа, сухой или влажный кашель, одышка. Если пациент впервые попал на портал, в 1-й день обязательно знакомим с функцией нашей организации, говорим, что в течение 14 дней ежедневно будем звонить, мониторить состояние. Мы не назначаем лекарственные препараты, только делаем рекомендации. Назначать может тот врач, который видел пациента, осматривал его. Если препарат не помогает – сообщаем в поликлиники, чтобы сделали коррекцию.

– Действительно ежедневно звоните?

– Да, каждый день. По надобности выходим на видеозвонок. Если вдруг состояние ухудшилось, появились слабость, утомляемость, заторможенность, мы должны это фиксировать, нам нужно визуально увидеть человека. "Один человек трижды переболел ковидом": врач откровенно ответила на вопросы о коронавирусе и вакцинах

– Сколько входящих звонков в день вы получаете?

– Пока идет пик – около 800–900 звонков в день¸ в более спокойное время – 300–400, то есть в 3 раза увеличилась обращаемость. Если в начале лета у нас фиксировались 3 000 звонков в месяц, то сейчас – около 9 000 – 10 000.

Круглосуточно, бесплатно

– Как люди узнают о вашем центре?

– Мы ведем “Инстаграм”, выкладываем туда посты, сторис, рассказываем о центре, вакцинах, новых штаммах. Говорим, что, если у вас появились такие-то симптомы, незамедлительно сообщайте нам по телефонам: 300-05-05 или 1312, эти номера работают круглосуточно, бесплатно. О нас узнают в поликлиниках, скорой помощи, по линии управления здравоохранения. Сами люди, кто на домашнем карантине передает наши контакты по сарафанному радио своим друзьям, родственникам, уже знают, куда обращаться, если появились симптомы.

– Кстати, насчет симптомов нового штамма, а вдруг у человека просто расстройство желудка? Сейчас же лето…

– Среди новых симптомов коронавируса – ухудшение слуха, зрения, тошнота и диарея. Диарея может быть из-за употребления антибиотиков, пищевых токсикоинфекций, но, видите ли, если она от 5 раз и выше в день, нужно бить тревогу! Значит, идет интоксикация, даже если это не дельта-штамм, в любом случае нужно предпринимать меры.

Люди не знают, где заражаются

– Кто в основном вам звонит?

– Сейчас молодые стали звонить, радует, что они заинтересованы в сохранении своего здоровья. Например, в марте молодые люди звонили нечасто, а сейчас контингент – разный, болезнь не делит на возрасты. Тех, кто предъявляет симптомы, мы оформляем как “актив” – берем ФИО, ИИН, номер телефона, адрес проживания, к какой поликлинике человек относится, обязательно узнаем, когда появились симптомы, был ли контакт.

– А что люди говорят, где чаще всего заражаются?

– Самое интересное, люди говорят, что не знают, где могли заразиться. Кто-то утверждает, что “нигде не был”, или отвечают: может, в центре, может, в кафе, точно никто не в курсе.

– Какие истории ваших пациентов запали в душу?

– Таких историй очень много. Это наша работа, мы ее не превозносим: помогли – хорошо. Бывает, пациенты подолгу не могут вызвать скорую помощь. Или их не госпитализируют. Бывает, звонят неграждане нашей страны или те, у кого-то нет документов, удостоверяющих личность. Мы каждому стараемся помочь. Любой звонок, который к нам поступает, – важен для нас. Дальше мы созваниваемся со станцией скорой помощи, стационарами, чтобы место нашли, госпитализировали. Стараемся всем помочь, когда звонят ночью, тревожим поликлиники, выходим на главврачей, чтобы отработали – ведь состояние у человека ухудшается сейчас! Они также на наши просьбы откликаются.

У каждой поликлиники есть бригада 4-й категории – реагирование на экстренные случаи. Чтобы не тревожить и так загруженную скорую помощь – они сейчас работают без передыху, мы, если нужно, сотрудничаем с 4-й категорией.

Если надо, они сами госпитализируют пациента. Понятно, что есть человеческий фактор, бывает, не на всё успеваем отреагировать, но в любом случае мы записываем эти звонки. Через час, когда всё утихает, отрабатываем. Любой может к нам обратиться – даже если вы из другого города, мы дадим соответствующие рекомендации и потом данные передадим в этот город. Сотрудничаем и с областью, когда нам оттуда звонят, мы также отрабатываем этот “актив”.

– Когда закончится пандемия, продолжит ли работу ваш центр?

– У нас сейчас идет разработка новой программы, мы будем мониторить состояние тех, кто находится на “Д” учете, у кого хронические заболевания, речь о сахарном диабете. Сахарный диабет – это бич современности. Многие страдают ожирением, повышенным сахаром. Заболевание сильно помолодело – если 15 лет назад невозможно было встретить его у тех, кому меньше 30 лет, то сейчас даже у 16-летних бывает. Это уже тревожный звонок, за сахарный диабет надо браться, это непростое заболевание. В любом случае работа для центра найдется, если нужно, переквалифицируемся. У нас есть все врачи, в том числе узких специальностей – инфекционисты, пульмонологи, акушеры-гинекологи, кардиологи, эндокринологи, хирурги, инфекционисты, реаниматологи, офтальмологи и др.

АЛМАТЫ