Ценности Джона Кьюсака

Джон Кьюсак, хоть и носит полноправный статус голливудской звезды, является, наверное, одним из самых недооцененных американских актеров. Таланта ему не занимать, но Джон никогда не разменивал его на дешевую славу, предпочитая коммерческим фильмам нетривиальные проекты. Впрочем, и кассовых картин Кьюсак не чурается, что вполне естественно.

Последняя на данный момент его большая работа – главная роль в масштабном проекте Роланда ЭММЕРИХА “2012”. В одном из самых ожидаемых блокбастеров года Землю накроет волной катастроф так, как не накрывало со времен Ноева ковчега.

Между лучшим и хорошим

– Господин Кьюсак, в вашей в фильмографии картины самых разных жанров. “Быть Джоном Малковичем” – драма, “Интуиция” – романтическая комедия, “Воздушная тюрьма” – боевик, “1408” – мистика, “Игра по-крупному” – сатира... В то же время вы говорили, что больше любите сниматься в серьезном кино, нежели в блокбастерах. Что же побудило вас согласиться на главную роль в “2012”?

– Хорошо, если у актера такие “проблемы” выбора – между лучшим и хорошим. На самом деле блокбастер блокбастеру рознь, и мне кажется, “2012” – тот самый случай, когда интересен и сюжет, и герои. Думаю, зрители это оценят.

– Тогда какой жанр вам наиболее близок?

– Я не могу ответить на этот вопрос однозначно. Может быть, черные комедии, как, например, “Ледяной урожай”, где я снимался вместе с Билли Бобом Торнтоном. Не знаю, правда, показывали ли этот фильм в Казахстане.

– Говорят, вы большой поклонник комиксов, ходили даже разговоры о том, что до “2012” вы собирались сняться в фильме “Хранители” в роли Ночной совы, которого в итоге сыграл Патрик Уилсон. Почему не состоялось ваше участие в этой картине?

– Я действительно люблю комиксы, но вот что касается съемок в “Хранителях”, все было совсем по-другому. Меня однажды во время интервью спросили, хотел бы я сняться в экранизации “Хранителей”, раз я неравнодушен к комиксам? Но никто никогда не предлагал мне роль в этом фильме и даже не рассматривал в качестве потенциального кандидата.

Берегите себя

– Какой из съемочных дней в “2012” запомнился вам больше всего?

– (Пауза.) В один из дней вертолет закинул нас на вершину горы в Йосемитском национальном парке, а потом на том же вертолете мы облетели съемочную площадку. Пейзаж был просто потрясающий! Такие дни действительно запоминаются. Да и в целом то, что удалось увидеть за время съемок, меня очень впечатлило. Это замечательное чувство – понимать, что если бы не фильм, если бы не ваша профессия, то никогда в жизни вы бы не оказались в этой точке Земли.

– Но вряд ли съемки ограничивались только осмотром пейзажей. Были ведь и трудности.

– Да, вы правы. Самое сложное в проектах, где много экшна, – быть в форме и беречь себя, как бы странно это ни звучало. Конечно забавно бегать, прыгать – чувствуешь себя ребенком, но постепенно ваши мышцы устают и возрастает вероятность получить травму. Важно также не перебарщивать с количеством дублей из-за того, что подобные съемки стоят дорого. Поэтому нужно выкладываться по максимуму.

Долго не верил в гороскопы

– Два года назад вы снялись в фильме “1408”, теперь картина “2012” – оба названия состоят только из цифр, в обеих лентах замешана мистика. А вы сами верите во влияние чисел на жизнь людей, в нумерологию?

– Интересное наблюдение, но, честно говоря, не задумывался об этом. Надо, наверное, сложить эти числа и посмотреть, что получится (улыбается). Например, к восточным гороскопам я относился скептически – ну знаете, когда берется точная дата вашего рождения и вам рассказывают о вашей же жизни. Но однажды мне рассказали обо мне, и я был поражен – настолько это было близко к правде.

– Если бы вдруг подтвердилось, что легенда об апокалипсисе в 2012 году – правда, и нас ждет конец света, стали бы вы что-то менять в своей жизни и как бы распорядились отведенным временем?

– Я бы точно сократил количество пресс-туров по разным странам (смеется). Хотя это дает возможность видеть новые интересные города, и, может, напоследок я бы хотел посмотреть несколько мест... Я не уверен, что стал бы менять многое. Но точно постарался бы, образно выражаясь, оплатить все счета. Если я что-то кому-то должен, что-то не сделал в прошлом, я бы постарался разобраться с этим.

Иллюзии должны развеяться

– Знаменитый американский драматург Артур Миллер говорил: “Эпоху можно считать законченной, когда истощились ее основополагающие иллюзии”. Какие иллюзии нашей эпохи развеялись, а какие еще остались?

– Интересный вопрос. Мне кажется, Артур Миллер прежде всего говорил об Америке. Люди из бывших социалистических стран более реалистично смотрят на жизнь. Что касается Америки, то, когда начался финансовый кризис, мне казалось, он научит людей, послужит уроком, изменит отношение к деньгам и жизненным ценностям. Но, на мой взгляд, уроки еще не извлечены. До сих пор многие люди считают, что жадность и жажда наживы – это хорошо, это здоровые чувства, и они в мире на первом месте. Но я уверен, что и эта иллюзия рано или поздно развеется и люди, поняв это, избавятся от нее.

В этом мире есть ценности, которые я считаю настоящими, и на них нужно в первую очередь обращать внимание. А, возвращаясь к Америке, проблема в том, что шла торговля вещами, которые не имели особой ценности. Ведь кризис случился, по сути, из-за строительства воздушных замков. Заключались какие-то фантастические сделки и контракты, которые не могли бы состояться в таком реалистичном месте, как, например, Лас-Вегас. Может быть, это странно звучит из уст человека, занимающегося такой иллюзорной отраслью, как кинематограф, но, по крайней мере, работая над фильмами, мы создаем реальный продукт и не занимаемся выдуванием мыльных пузырей.

– В чем, по-вашему, заключается секрет успеха?

– Мне кажется в сочетании удачи и упорной работы. Также важна скромность. У всех свои звездные болезни и падения. Но нужно продолжать добиваться того, чего ты хочешь добиться, даже когда ты не на взлете. Я стараюсь работать много и упорно, и я очень-очень везуч.

Если взять тот же фильм “2012” – это масштабный проект, им занимается большая студия. Перед предложением сняться в “2012” у меня не было приглашений в картины такого калибра, но зато в фильмах меньшего размаха я выкладывался полностью, без остатка, чем, может быть, и вызвал интерес режиссера Роланда Эммериха, заметившего мои работы и решившего, что я подойду для его проекта. Ведь не секрет, что вместо меня в этом фильме хотели бы сняться многие другие актеры Голливуда. Если не каждый.

Дмитрий МОСТОВОЙ, фото автора. Алматы – Москва – Алматы