В тренде – синий воротничок
В свое время «сея разумное, доброе вечное» без прогноза и плана, отечественные вузы взрастили целую армию невостребованных для экономики юристов и экономистов. Плоды пожинаем и поныне: в то время как заводы и предприятия простаивают, остро нуждаясь в инженерах и слесарях, нас обслуживают высокообразованные таксисты и охранники.
Рынок труда переполнен правоведами и финансистами, а на высокотехнологичных производствах многие профессии навсегда ушли в прошлое. Страна ждет других героев.
В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) до 2020 года наблюдается острая потребность в кадрах для транспортной, горно-металлургической, строительной отраслей, для туристической индустрии и машиностроения. Дефицит кадров в промышленности в 2013 году составил 7070, а в сфере здравоохранения и социальных услуг – 4 365 человек.
– Дефицит на рынке труда в нынешнем году составил 20 тысяч человек. Это много. Особенно если учесть, что было выпущено 160 новых специалистов. Работодатель так и не смог найти нужные кадры, – отметила в ходе дискуссии председатель правления НАО «Холдинг Кәсіпкер» Эльданы САДВАКАСОВА.
В то же время в других отраслях явный перебор.
– Из 11 тысяч специалистов железнодорожной сферы, закончивших вузы в этом году, компании «Қазақстан темір жолы» потребовалось лишь 997 человек. Выходит, остальные 10 тысяч отучились зря, работы для них нет, – обрисовал картину ситуации на рынке труда на примере железнодорожной отрасли советник президента АО «Қазақстан темір жолы» Бакберген ДОСМАНБЕТОВ. – А вот бурильщиков и айтишников мы вынуждены приглашать из-за рубежа…
Лед тронулся?
– Как государство планирует решать вопрос молодежной кадровой политики? – обратился ведущий дискуссии Нурлан ЕРИМБЕТОВ к директору департамента технического и профессионального образования Министерства образования и науки РК Кадырбеку БОРИБЕКОВУ. Тот ответил весьма оптимистично – лед тронулся:
– Современная молодежь стала более реально оценивать шансы найти место в обществе, выбирая будущую профессию. – Из 560 тысяч учащихся колледжей 240 тысяч обучается за счет государственного бюджета, 320 тысяч – на собственные средства...
К слову, потребность до 2020 года в специалистах со среднетехническим и профессиональным образованием составила 70%, а с высшим – лишь 14%.
– Ежегодно количество студентов вузов снижается. Параллельно растет число учащихся профессионально-технических колледжей. В этом году высшее образование получают на 70 тысяч человек меньше, чем в прошлом, – подтвердила директор департамента высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки РК Фатима ЖАКУПОВА.
Дорогая работа над ошибками
– А что делать поколению, оставшемуся за бортом? – поинтересовался модератор.
И на этот вопрос у государственных мужей был ответ: нужно проводить работу над ошибками, переквалифицировать вчерашних экономистов, юристов и самозанятых, обучать их новым профессиям.
– Если прежде молодой человек без стажа не мог устроиться на работу, то благодаря «Дорожной карте занятости-2020», такая возможность у него появилась. Работодатель принимает работника, зарплату которому, пусть и небольшую, платит государство. Таким образом, мы разрываем порочный круг, – убедительно начал главный эксперт Департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения РК Алим БАЙСАКАЛОВ, заметив, что первые плоды уже налицо. Безработица среди молодежи в третьем квартале текущего года составила 5,4%, что на 0,2% ниже, чем в прошлом году. А из 300 тысяч человек, трудоустроенных благодаря программе занятости с 1 июля 2011 года, половину составляет молодежь до 29 лет...
Недешевая, однако, для бюджета, работа над ошибками: на реализацию программы «Занятость-2020» в 2013–2015 годы планируется затратить 204,2 млрд. тенге. Не лучше ли сразу готовить востребованных специалистов?
Завышенные ожидания
Сведения Минтруда и соцзащиты, надо сказать, выглядели очень оптимистичными: безработица среди молодежи в Казахстане в пять раз ниже, чем в среднем в Европе и в десять раз ниже, чем в Греции и Испании, где эта цифра зашкаливает за 40%.
– Не лукавит ли статистика, спрятав большую часть безработных за термин «самозанятые»? – поинтересовался у главного эксперта Минтруда Нурлан Еримбетов. – За рубежом самозанятый – это адвокат, имеющий свою контору, бизнес, делающий миллионные обороты. А у нас – это имеющий две овцы и два петушка…
От ответа на этот вопрос главный эксперт Минтруда дипломатично ушел. Но заверил: на уменьшение «непродуктивно занятых» работает программа «Занятость-2020».
О завышенных требованиях молодежи высказался председатель комитета молодежной политики «Гражданского альянса Казахстана» Сергей БЕЛОВ, прежде возглавлявший биржу труда молодежного ресурсного центра Северо-Казахстанской области:
– Основная проблема – завышенные ожидания и требования. Молодые люди предпочитают работу в кабинете профессии, скажем, строителя, хотя и в ней тоже можно построить карьеру.
Но те ли условия созданы на строительных объектах и шахтах, те ли зарплаты предложены фермерам и врачам, чтобы молодой человек выбрал эту профессию делом всей своей жизни?
– Мы не можем запретить человеку стать тем, кем он хочет, – считает К. Борибеков. – Просто нужно создавать благоприятные условия: увеличивать зарплату, создать перспективы роста, улучшить условия работы. Настоящая конкуренция на рынке труда рождается тогда, когда на место претендует, минимум, 2-3 специалиста. Тогда и у работодателя будет выбор.
Профориентация – залог успеха
Вспомнили на диалоговой площадке и такую забытую вещь как профориентация. В развитых странах мира ковать кадры начинают уже с детского сада, акцентируя внимание на природных задатках ребенка. В Германии детишек профориентируют с начальных классов, а в Японии крошечного малыша уже настраивают на мысли о том, какую пользу он принесет своей стране.
– К сожалению, учителя в наших школах зачастую профориентируют детей неправильно, направляя их в экономику, право, информационные системы, – говорит Ф. Жакупова. – Перед нами сейчас остро стоит вопрос: как отбирать в вузы тех, кому быть учителями? Главное качество – мотивация учить и учиться самому всю жизнь, любить детей.
Но, как отметила Жакупова, в последние годы произошел небольшой, но позитивный сдвиг. 44 обладателя знака «Алтын белгi» поступили на педагогические специальности, тогда как прежде лучшие выпускники шли на экономические и юридические специальности. Этот показатель выше, чем в предыдущие годы. Вообще, конкурс на педагогические специальности из года в год растет.
Э. Садвакасова призвала к тесному сотрудничеству всех участников рынка труда:
– Каждому на своем уровне необходимо информировать о своих потребностях на ближайшие пять лет: и работодателям, и работникам, и учебным заведениям.
Бизнес должен помочь образованию
– Мы хотим получить первоклассного специалиста, владеющего всеми современными технологиями, а затрачиваем на его образование всего лишь 345 тысяч тенге в год. И вклад этот делает лишь государство в размере 0,4% ВВП. А где же вклад бизнеса? – поинтересовалась Ф. Жакупова.
В цивилизованном мире за образование молодежи несет ответственность все общество.
– Бизнес-школа в университете Индиана названа именем Келли, пожертвовавшим 30 миллионов долларов в фонд университета. В университете Пенсильвании целый мост выложен плитками с фамилиями людей, спонсировавших университет. В династийном вузе Гарварда более половины всех корпусов построены выпускниками. Это ли не пример социальной ответственности? – подытожила Жакупова.
…Между тем, некоторые эксперты тревожатся: недалек тот день, когда на рынок труда Казахстана, сплошь заполоненный армией белых воротничков, хлынут квалифицированные кадры из зарубежья. Сможет ли казахстанская молодежь по уровню знаний, уму и квалификации выдержать напор конкурентов из России, Беларуси, а, может быть, из Германии и Франции?
Астана