Заседание, посвящённое теме целины и её роли в жизни советского народа, общественный фонд «Мир Евразии» организовал совместно с центром геополитических исследований «Берлек-Единство» из Республики Башкортостан. И это закономерно, потому в 1954 году начался подъём целинных и залежных земель не только в нашей стране, но и в России.
Открывая заседание, руководитель фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев отметил, что подлинное значение таких исторических и социально-экономических событий, как целина, в полной мере проявляется позже, когда появляется возможность проанализировать достигнутые результаты и их воздействие на страну, и жизнь людей, а также на их будущее. Политолог подчеркнул, что целина стала началом превращения Казахстана и России в крупные хлебные державы, которые сегодня не просто обеспечивают зерном свои страны, но и экспортируют его. Далее в своём предисловии к дискуссии, Эдуард Полетаев обратил внимание участников заседания на то, что целина стала мощным толчком для развития науки, культуры и образования в Казахстане. Возможно, поэтому сейчас существует несколько трендов в оценке целинной эпопеи. Согласно исследованиям «Евразийского монитора», по словам социолога Гульмиры Илеуовой, в 2009 году отношение к целине даже в категории молодёжи было положительным. Однако, как изменились оценки сейчас, социолог не знает, поскольку исследования не проводятся. Один в поле не воин
Между тем, как показала дальнейшая дискуссия, в отношении к целинной эпопее оценки экспертов разнятся. Одни участники придерживаются мнения о том, что целина не принесла ничего положительного для Казахстана.
И в такой позиции можно увидеть отголоски отрицания всего, что связано с советским периодом. При этом отрицается и значение трудового подвига, о чём всегда говорят, подчёркивая роль целины в единении народа.
Такой точки зрения придерживается генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов:
- Для сегодняшнего поколения идея трудового подвига не в тренде. Да, в стране продвигают идею «Общества всеобщего труда», но также говорится о том, что спустя некоторое время половина существующих профессий исчезнет.
Целина, как позитивный проект, момент единения, духовного подъема, трудового подвига - это апеллирование к ценностям, которые сегодня перестают быть ими.
Целина сама по себе, подъем сельского хозяйства – та ценность, которая уходит физически и статистически. У нас, как и в России, занятых в сельском хозяйстве за последние годы стало меньше. А городских становится больше, которые не видели, откуда берется мясо, хлеб.
В связи с этим, если мы хотим говорить о роли целины в современном обществе, отвлекшись от ностальгических воспоминаний, это не для всех та тема, которая близка, понятна. Новое поколение нейтрально к ней относится. Исторические рассказы в семьях о том, что целина принесла – это позитив из разряда « в наше время было лучше». Кроме того, тема целины противоречивая. Позитив, как и прогресс, дружба народов, движение людей, - все это было в момент освоения и после. Как и в любом масштабном проекте, позитив наблюдался на взлете, а дальше, если бы земля все время рождала богатый урожай, то это было бы привычно. Но ведь последовали эрозия почв, экологические проблемы. Вилли Токарев: На целине кормили вкусно
Иной точки зрения, основанной на необходимости объективного взгляда на целину, придерживается главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Леся Каратаева:
- В истории Казахстана можно выделить несколько крупных событий, оказавших беспрецедентное влияние на ход развития нашей страны, освоение целины является одним из таких событий. Это объясняет широкий диапазон высказываемых оценочных суждений. При этом очевидно, что современные оценки в большей степени эмоциональны, нежели рациональны. Исключение составит только экологическая тематика. Что же касается остальных вопросов, то для того, чтобы сказать, что целина не имела смысла, надо иметь научно обоснованные сценарии альтернативной истории.
Несмотря на допущенные в процессе планирования и управления промахи, в целом, целину можно оценить и как крупный модернизационный проект.
Благодаря масштабному освоению целинных земель в Казахстане была построена транспортно-логистическая инфраструктура, например, до 1955 года в Кустанайской области вообще не было асфальтированных дорог. Их строительство началось в 1955 году, и за год было построено 100 км.
Быстрый прирост рост населения поставил вопрос о необходимости увеличения количества образовательных учреждений, расширение жилищных площадей и обеспечение культурного досуга целинников, - подчеркнула Леся Каратаева. - В республике с 1954 по 1960 год было построено 750 школ, около 19 млн. квадратных метров жилья, из них две трети в сельской местности. И да, наш этнический ландшафт обогатился - 6 млн приехавших из других республик остались жить на территории Казахстана. И это не просто квалифицированные специалисты, а люди, которые приняли Казахстан как родную землю.
Еще очень важной задачей, которая была решена в тот период, стала реализация социального запроса на подвиг. В принципе целина – это практически последняя точка, когда такой запрос существовал в национальном масштабе. Старшие поколения делали революцию, создавали уникальное по мировым меркам государство, потом была Великая Отечественная война и победа над фашизмом. А тут подросло молодое поколение, которому тоже необходимо было совершать какие-то героические поступки. Таков был дискурс и правила игры.
Целина стала тем самым проектом, который реализовал ожидания молодых людей, что и у них будет право на подвиг. Как бы это сейчас старомодно не звучало, но целина подарила гражданам страны светлую и воодушевляющую цель.
Если оценивать значимость целины с высоты сегодняшней ситуации, то полагаю, что событие должно оцениваться в позитивном ключе. Основные положения критики включают в себя формирование в годы освоения целинных земель демографического дисбаланса – доля этнических казахов сократилась до 30%. Второй вопрос – это ущерб, нанесенный казахскому языку, ареал распространенности и применимости которого резко сократился. И, наконец, риски и угрозы экологической безопасности, которые до сих пор в полной мере не оценены и не осознаны. Что мы имеем сегодня?
Доля этнических казахов в общем массиве населения Казахстана уже составляет порядка 70% и по прогнозам демографов к 2030 году достигнет показателя в 90%. Казахский язык сегодня является одним из самых динамично развивающихся языков в мире. И на этом фоне мы имеем богатейший потенциал производства зерновых. Сталин называл его “Орел Востока”
До начала украинских событий, прогнозировалось, что три государства – Казахстан, Россия, Украина сформируют хаб по производству зерновых, заняв нишу ведущих производителей пшеницы в мире. Реализация этого проекта во многом облегчается на фоне перевода посевных площадей традиционно зерновых государств под производство масличных культур. Таким образом, у Казахстана и России сохраняются позитивные перспективы.
С этой точкой зрения согласен и директор Центра китайских исследований CHINA CENTER Адиль Каукенов:
- Но я согласен с предыдущими спикерами в том, что целину часто незаслуженно оценивают. Вопрос целины более масштабный. Это вопрос отношения к советскому периоду нашей истории. На мой взгляд, необходимо переосмыслить роль целины. Сегодня, например, очень много у Казахстана надежд, связанных с поставками пшеницы в Китай. А ведь эта пшеница - наследие целины при всех ее издержках.
Алматы