Cделано в СССР: какие вещи скупают китайцы и немцы на "блошином рынке" в Алматы

У каждой вещи – своя история, порой аранжированная фантазией новых владельцев и перекупщиков. Самая популярная – о бабульке – “божьем одуванчике”, продавшей дорогущие “брежневские” часы всего за 500 тенге.

“Пришла мода на все советское! К нам приезжают за подарками даже из Астаны, бывают иностранцы”, – рассказали продавцы.

Год назад подруга осталась без работы и решила распродать завалявшиеся на даче советские вещи: посуду, часы, радиоприемники, статуэтки. Стала изучать рынок и неожиданно для себя самой втянулась.

Очень удивилась, когда за пионерским барабаном, что долгое время валялся в гараже, на следующий день после подачи объявления прибежал военнослужащий. Говорит, дело – труба: свой барабан порвал, а утром построение. Раритет ушел за 5 тысяч тенге.

Нашелся и желающий приобрести потертое знамя с надписью “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, долгое время служившее накидкой на кресло. Теперь каждый выходной она торгует на рынке. Место под солнцем приходится занимать в 6 часов утра. Но и цены здесь божеские – 100 тенге за место, равное расстеленной простыне.

“Приезжают одеваться семьями”

– Много приходит любителей всего советского, – рассказывает подруга. – Кто-то собирает, например, фарфоровые статуэтки, они стоят от 5 до 25 тысяч тенге, в зависимости от года выпуска. Часто спрашивают полный комплект фарфоровой посуды. Увы, не у всех она сохранилась в серванте. От советского фарфора я просто в восторге – он легкий, красивый, изящный.

У нас есть в продаже чайный сервиз с голубыми цветочками, выпущенный на заводе “Пролетарий” в 70-е годы. Раньше такую посуду воспринимали как должное. А сейчас, после китайской или топорной посуды конца 80-х годов, смотришь на всё это, так и хочется в руки взять.

Другие коллекционируют сахарницы, третьи – солонки. Мельхиор в цене. Есть любители разноцветного стекла тех времен, постоянно интересуются вазами, стаканами, фужерами, сахарницами.

По рядам ходят охотники за ценностями, ищут позолоченные оправы. Вдруг бабулька какая придет продавать? Всё здесь продается, всё покупается. Бывает, конечно, обидно: продал за копейки, а потом узнал рыночную стоимость. Каждый день открываю для себя что-то новое. А еще здесь можно купить любую одежду за… 50–100 тенге. Приезжают одеваться семьями, говорят: какие у вас цены хорошие!


Рынок – любимое место алматинских фотографов

“Люди привыкли к качеству, а не ширпотребу”

Прогуливаясь по рынку, наткнулась на швейные машины, выпущенные в Германии и на заводах бывшего Союза. Продавцы рассказали, что они рабочие, неприхотливы в обслуживании и способны прошить самые толстые ткани, кожу, мех. “Покупают в основном для швейных, обувных цехов, ставят дополнительно моторы. Как-то приезжали за ними из Киргизии – там уже всё скупили. А что – дешево и надежно!” – рассказали торговцы.

Особый спрос на ручные мясорубки, чугунные сковородки, казаны и прочую кухонную утварь “made in USSR”. Опытный глаз легко отличит тяжелый советский чугун от более легкого китайского, узбекского.

– К настоящей чугунной сковороде блины никогда не прилипают, – пояснила алматинка Светлана. – Спрашивают вафельницы, орешницы, потому что они вечные. А в китайских все горит. Люди советской закалки привыкли к качественным вещам, посуде, а не ширпотребу.

Особняком стоят прилавки с самоварами – пузатыми, более продолговатой формы, блестящими и матовыми, потрепанными временем и словно только что сошедшими с завода. На отдельных экземплярах я увидела клеймо фабрики, награды, которые завоевал изготовитель.

Самые дорогие – от династий самоварных производителей: Баташевых, Воронцовых, Тейле и других.

В руках реставраторов даже самый старый самовар сияет, как новенький. Стоят такие изделия от 10 до 100 тысяч тенге. А редкие экземпляры, принадлежавшие знати, царской семье, могут стоить и 500 тысяч.

Интересуюсь: почему их так любят люди?

– Это старинная традиция – сидеть семьей или с друзьями у самовара, наше наследство, – говорит Леонид. – В самоваре чай вкусный, с дымком. Некоторым более ста лет. Вот одному из них 120 лет. У наших бабушек на чердаках еще можно найти такие вещи. Их покупают для украшения интерьера, в подарок. А в частном доме это вообще “must have”.

Рынок – любимое место алматинских фотографов, которые приходят сюда за интересными предметами быта для созданий интерьеров, военной формой времен СССР.

“У Шамиля есть всё!”

Алматинец Шамиль НАГАЕВ – большой поклонник стиля ретро. Много лет работает с казахстанскими телеканалами, телестудиями – предоставляет разные предметы (комоды, стулья, радиоприемники, граммофоны, люстры и многое другое) напрокат. На рынке у него антикварная лавка, больше напоминающая музей.



В частном доме самовар – “must have”

– Я человек советского времени, коренной алматинец, вырос в районе ГАИ, выше были сплошные сады, – рассказывает Шамиль. – По той Алма-Ате мы все ностальгируем. Хоть сейчас и красиво, все равно помним, любим старый город. Все вещи, что у меня, – наше прошлое. Началось все с катушечного магнитофона “Комета” 1964 года выпуска. Потом появился проигрыватель. У меня было много пластинок. Жена ругала, ведь я мог на них зарплату потратить. Все советские люди что-то коллекционировали.

Книги у меня очень хорошие. Не в каждой семье такие были. Например, полное собрание Купера, Жюля Верна, в натуральном переплете. Купер, Майн Рид – начало 50-х годов. Есть любители, которые электронные книги не признают и покупают только книги.

Так вот когда появились лишние тома, вышел на рынок продавать. Так и закрутилась торговля. Ближе к 90-м занялся видеокассетами, видеосалоном. Многие приходили, в прокат брали. Пришел на рынок, стали попадать в руки разные вещи. И, если честно, я заболел этим. Так получился целый музей. Сейчас мне младшие внуки помогают, им это интересно.

– Как считаете, Алматы нужен музей советской эпохи?

– Он пустым точно не будет! Приехали как-то гости из Таллина, говорят, у нас много советских вещей, но в таком количестве их просто нет. Я, наверное, объемом взял. Многие заходят просто посмотреть. Придет вначале один посетитель, потом семью, друзей приводит. А после уже за покупками приходит.

– А какие вещи чаще спрашивают?

– Часы. Я в первую очередь собираю то, что у всех было, чтобы напоминало о прошлом. Люстры советские, радиоприемники, пластинки, патефоны, граммофоны, мебель, посуду. Это всё входит в моду.

Рассматривать коллекцию Нагаева можно целый день. Я это делала под старые песни Тото Кутуньо – Шамиль поставил пластинку, когда узнал, что люблю итальянскую эстраду. Его гордость и любимцы – аппаратура 30-х – 80-х годов прошлого века. Например, радиоприемники 50-х годов, сделанные в Латвии, Литве. Радиоприемником “Звезда” поощряли чабанов в 50-е годы. Они действовали в любом месте. Сейчас он не принимает каналы. Патефоны – 1937, 1924 годов выпуска, электрический патефон 1949 года. И пластинки есть к ним. Все в рабочем состоянии.

Старинные игрушки, утюги, молочные бутылки, спички, фотоаппараты, прялки, подсвечники, рога, картины, гравюры, вазы… Недаром про коллекционера на рынке говорят так: “У Шамиля есть всё!”.

Спрашиваю: а какой экземпляр самый дорогой, редкий?

Шамиль показал панно ручной работы из цельного панциря черепахи, привезенное семьей советского дипломата с Гаити. И подарок – арбалет XIX века.


Китайцы интересуются старыми фотоаппаратами

Что скупают китайцы

Блошиный рынок притягивает и гостей из стран дальнего зарубежья. Иностранцы скупают атрибуты советской эпохи – монеты, фуражки, флаги, погоны, кители, значки, пуговицы, открытки, вымпелы с символикой СССР, граненые стаканы и даже тома “Капитала” Карла Маркса на русском.

Знакомые, побывавшие в Китае, рассказывали, что там вещи с символикой Союза пользуются спросом. И даже создается музей советской эпохи.

– Приходят китайцы с переводчиком, ищут свои вещи – фарфор, бронзу, картины, которые в 60-х годах привозили с собой оралманы, – рассказывает владелец другой лавки. – Все спрашивают работы известного китайского художника, каллиграфа и мастера резьбы по камню Ци Байши. Он знаменит своими произведениями в жанрах “цветы-птицы” и “травы-насекомые”, признанный мастер изображения креветок. Слышал, в Таиланде его картина стоит миллион долларов. В Китае таких художников немного.

А еще гости из Поднебесной интересуются советской оптикой. Покупают бэушные фотоаппараты “ФЭД”, “Зенит”, “Смена” и в современный фотоаппарат устанавливают старую оптику.

Заходили как-то на рынок немцы-эмигранты. Купили статуэтки, посуду и швейную машинку “Зингер”.


Более 30 лет Макен работает индейцем

На блошином рынке есть и своя знаменитость – индеец. В перьях, костюме из кожи, как утверждает, анаконды. Макен родом из Шелека Алматинской области. Говорит, больше 30 лет работает индейцем – фотографируется со всеми желающими за символическую плату. Когда-то насмотрелся фильмов, начитался книг и “заболел” этой темой.

Подрабатывает на корпоративах, новогодних елках. Весь костюм полностью изготовил вручную.

Также сшил костюмы внукам. Рассказал, что самое сложное – это узоры на брюках, украшения. Перья для головного убора поставили знакомые охотники. Скальп ни с кого не снимал, а вот боевой клич апачей, звуки животных Макен имитирует хорошо, что и продемонстрировал. А я закрыла глаза – и как будто в прериях Южной Америки побывала…

АЛМАТЫ