Царское развлечение и национальное достояние

– Какова история зарождения охоты с беркутом?

 – Она имела жизненно важное значение – добыть пропитание. С беркутами охотились на сайгу, косулю, зайца, лису, корсака, шакала, волка. Шкуры использовали для одежды. Позднее соколиная охота стала популярна как очень дорогое развлечение. Соколы и традиции такой охоты в Европу впервые были завезены во время правления Фридриха ІІ из династии Гогенштауфенов. Есть сведения, что это был дар Фридриху ІІ в надежде на то, что он покончит с продолжавшимися столетиями крестовыми походами на Восток. Большими любителями соколиной охоты были русские цари, они содержали роскошные соколиные дворы. Известно, что Иван Грозный имел шестьсот птиц. Воспитанием этих птиц и сокольничих при царском дворе занимались наставники из казахской степи.

 – Как давно вы занимаетесь этим видом охоты, у кого обучались?

– Прошло почти 20 лет, как я увлекся соколиной охотой. Сначала учился обращаться с птицей. В течение трех лет постоянно бывал у специалистов – в Алматы у Абильхана Турлыбаева (работает в зоопарке Алматы) и Сарсебека Даулетбахова в селе Жаланаш в Алматинской области. Затем в Карагандинской области сам стал обучать людей. За эти годы обучение прошли около двух десятков человек. Сейчас большинство из них охотятся с собственными птицами. Можно сказать, так была заложена основа для возрождения искусства беркутчи в Центральном Казахстане.

 – Выезжали ли со своими беркутами за границу?

– Я дважды побывал в Австрии. Наша группа – семь человек – выезжала с птицами и со всеми атрибутами кочевника-беркутчи. Австрийцы восторженно осматривали убранство нашей юрты, с восхищением аплодировали выступлениям и нашим Golden-Eagle. Эти поездки состоялись благодаря стараниям большого любителя соколиной охоты Иозефа Хиебелера. В средневековых замках Хоенверфен и Розенбург группа казахских охотников с беркутами выглядела очень экзотично.

 – Как воспитываете беркутов, есть ли среди них любимцы?

– У меня есть беркутица – подарок учителя, ныне, к великому моему сожалению, покойного Сарсембека Даулетбахова. Ей 16 лет. И 15 из них она – как член моей семьи. Всех понимает, знает в лицо. Каждый год к лету готовлю пару-тройку соколов, и как только внуки приезжают на каникулы, мы занимаемся, чтобы в августе – сентябре поохотиться. К середине октября я откармливаю соколов и отпускаю на волю.

 – Как проходит охота?

 – Расскажу об одном из видов, который требует высокого класса охотника и выучки беркута, – это охота на лисицу в горах. В поиске зверя беркутчи приходится идти по ложбине, по низу горы, продираться сквозь колючие заросли. Беркут в это время парит на высоте около ста метров параллельно ходу хозяина. Он должен постоянно держать в поле зрения хозяина и возможные пути бегства зверя. К охоте беркута готовят многие месяцы.

 – Насколько иностранцам интересна охота с ловчими птицами?

 – Основным направлением деятельности своего хозяйства я избрал экотуризм для туристов из дальнего и ближнего зарубежья. Приезжают также работники различных посольств в Казахстане. Недавно были послы Японии, Словакии, Латвии. Едут группами, семьями – и поохотиться, и просто отдохнуть, насладиться зрелищем покоя вечной Степи.

Багустар НАУРУЗОВ

Астана