Бывший семипалатинец почти год пробыл в рабстве в крестьянском хозяйстве

Когда-то Александр Михайлович работал сантехником в семипалатинском домоуправлении, со временем вырос до должности инженера. Но в 1994 году его свалил инфаркт, предприятие в это время развалилось, и одинокий мужчина оказался буквально без куска хлеба.

– Случайно встретил знакомого из села, где я когда-то работал, – вспоминает Александр Михайлович, – тот рассказал, что в аулах легко можно найти работу пастуха. Подумал-подумал да и поехал.

Восемь лет бывший инженер проработал скотником в крестьянском хозяйстве, до тех пор, пока хозяин не умер. Сыновья начали делить доставшееся наследство, и Александр Михайлович нанялся в другое хозяйство. А в прошлом году нашел себе работодателя в райцентре Абайского района – селе Караул. Условия были те же – жить на заимке, кашеварить и при необходимости помогать скотником. Но отработать мужчина успел только десять дней.

– 11 февраля прошлого года я пас скотину возле трассы. Тут вдруг остановился КамАЗ, водитель спросил, как проехать к зимовке. Я объяснил, что она находится недалеко – в четырех-пяти километрах в сторону гор. Меня попросили показать дорогу, пообещав потом отвезти домой. Я, старый дурак, согласился, – вздыхает Александр Михайлович. – В машине мне предложили выпить чаю и чего покрепче. Но, видимо, в стакан подсыпали снотворного. Я потерял сознание, а очухался в степи на незнакомой зимовке.

Он понял, что оказался в рабстве. В хозяйстве оказалось несколько таких же невольников. Опыт товарищей по несчастью не внушал оптимизма – Александр Михайлович рассказывает, что один из невольников по имени Берик рискнул сбежать. Через полмесяца в реке было найдено его тело.

– Денег не платили, условий для жизни никаких. Не было даже воды. Зимой я вынужден был топить снег, чтобы пить самому и поить скотину. Хозяева били, что ни скажешь – удар по голове.

Хуже всего стало осенью. Пытаясь хоть как-то наладить собственное питание, мужчина занялся ловом рыбы. Рыбалка в ледяной воде закончилась тем, что Александр Михайлович слег: поднялась температура, распухли ноги, стало трудно дышать.

Поняв, что толку от работника нет, хозяева вывезли больного мужчину в степь, за много километров от своего хозяйства. Там его случайно обнаружили и подобрали рабочие оказавшегося неподалеку рудника, увезли мужчину в ближайшее село. Здесь добрые люди месяц выхаживали бедолагу, потом отправили в райцентр, откуда Александр Михайлович добрался в Семей. На автовокзале он вызвал “неотложку”, врачи госпитализировали его в городскую больницу скорой медицинской помощи. Сейчас бывший невольник проходит лечение, после которого надеется вернуться в Караул, забрать свои документы, получить пенсию, которой он не видел целый год, снова начать работать.

Ему бы по-хорошему в полицию обратиться, чтобы наказали его мучителей, но полицейским он не верит. В неволе Александру Михайловичу довелось пообщаться со стражами порядка.

– Как-то у хозяина пропало 20 баранов, 16 голов потом нашлись у соседей, – рассказывает мужчина. – По заимкам проехался участковый. Потребовал у меня документы, я ему рассказал о своей ситуации, но он лишь похлопал меня по плечу, посоветовав работать дальше. Вот и вся помощь…

Не то что писать заявление на похитителей, но и просто обращаться в полицию он не хочет, опасаясь мести бывших хозяев. Соглашаясь на интервью, попросил не указывать его фамилии и скрыть лицо. Винить его в этом нельзя – натерпелся бедняга. Но получается, его невольничья история останется безнаказанной. Сколько еще таких бедолаг в степи, на дальних заимках? Вопрос, на который нет ответа.

Семей