В ходе расследования выяснилось, что данное ТОО имело обязательства и перед Национальной гвардией страны. Щедро выписанные авансы с девятью нулями еще неизвестно сколько лет будут зиять простреленными дырами в бюджете страны, ведь поставщик услуг вдруг оказался неплатежеспособен и получил “реабилитацию”…
“Влезть-то сумеет каждый, но вылезть – в этом и заключается настоящее военное искусство!”
Я. Гашек, “Похождения бравого солдата Швейка”
Договор дороже денег
В жаркий июльский день, 13-го числа 2016 года, в Верховном суде РК поставили точку в долгой битве за бюджетные миллионы.
Три судьи удовлетворили иск РГУ “Войсковая часть 20015” министерства обороны к ТОО “Алматыэнергосервис” о признании недобросовестным участником государственных закупок, взыскании задолженности в сумме 775 миллионов тенге и расторжении договора, который был заключен в 2013 году.
Суд пересмотрел ранее принятые нижними инстанциями решения, приняв протест генерального прокурора, тяжбы шли с 2015 года. Несмотря на то что заседание было открытым, информация не стала достоянием широкой публики. Но постановление суда оказалось круче чтивного триллера по накалу страстей. Учитывая щекотливость вопроса, мы будем рассказывать эту историю, опираясь исключительно на цитаты из судебных документов.
В очередь, в очередь...
По договору № 450-ДБП ТОО “Алматыэнергосервис” обязалось поставить комплект лазерной системы для обучения войск батальонного уровня на общую сумму 900 миллионов тенге до 30 октября 2014 года. Однако по результатам проведенной опытной эксплуатации поставленный комплект показал неработоспособность. ТОО “Алматыэнергосервис” поставило не прошедший испытание комплект, отдельные части которого собраны из старых деталей, поясняется в судебных документах.
Войсковая часть подала иск в суд, требуя признать ТОО недобросовестным участником государственных закупок, и потребовала вернуть 775 миллионов тенге. Поставщик отказался расторгать договор и возвращать деньги, так начались судебные тяжбы, которые растянутся на несколько лет.
Вскоре выяснилось, опять же из судебных документов, что данное ТОО имело обязательства в размере 5 052 770 000 тенге перед Национальной гвардией РК, а именно: войсковой частью 6654, с которой был заключен договор № 33 в 2014 году.
При этом география деятельности бизнесменов расширилась до Арабских Эмиратов и Республики Бангладеш, в последнем случае ТОО работало с правительством и имело обязательства на сумму 289 032 120 тенге.
Было бы любопытно узнать, на каких условиях заключались международные договоры? Сразу оговорюсь, что мы с уважением относимся к коммерческой тайне, но хотелось бы надеяться, что там не было правительственных гарантий…
Уверен, что у читателя уже созрел главный вопрос, что же это за ТОО такое, что умудряется ходить в долгах перед такими серьезными госструктурами. Станет ли меньше аварий с новым вертолетным тренажером
Не любимчик, а отечественный производитель!
Давайте ближе познакомимся с ТОО “Алматыэнергосервис”. Делать мы это будем, опираясь на решение специализированного межрайонного экономического суда города Алматы: “Должник в качестве юридического лица впервые был зарегистрирован в 2002 году”. В общем, компания с большой историей.
В 2014 году предприятие прошло перерегистрацию, распределив доли между тремя участниками с фамилией Казеев, 17 процентов в компании получил Руслан Юльчиев. А первым руководителем предприятия был Казеев Евгений Иванович, сегодня эту должность занимает другое лицо.
Мы не стали гуглить просторы Интернета в поисках информации о бизнесменах, пытаясь обнаружить возможную связь с вышестоящими чинами, которые позволили им так легко входить в самые высокие кабинеты. По правилам жанра журналистского расследования эти факты необходимо исключать всегда. Понимая, что тема касается оборонных структур, мы задали эти вопросы напрямую министру обороны.
Почему именно Казеев и его предприятие выигрывали тендеры, насколько долгим и плодотворным было сотрудничество?
На вопросы “КАРАВАНА” ответил заместитель министра обороны А. Скаков.
Выяснилось, что РГУ “Войсковая часть 20015” МО РК заключило 30 договоров с ТОО “Алматыэнергосервис”.
На вопрос, были ли другие участники тендера при заключении договора, мы получили такой ответ:
– Согласно статье 4 Закона “О государственных закупках” от 21 июля 2007 года № 303-III (далее – Закон), государственные закупки осуществляются без применения норм Закона, регламентирующих выбор поставщика, и заключение с ним договора о государственных закупках в случае приобретения товаров, работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа у отечественных товаропроизводителей и отечественных поставщиков работ, услуг и (или) уполномоченной организации, определенной правительством Республики Казахстан.
В связи с этим на основании подпункта 43 пункта 1 статьи 4 Закона способом из одного источника проведены государственные закупки по приобретению товаров, работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа с заключением договоров:
– "от 1 августа 2012 года № 1045-ЛТ по поставке тренажеров Ми-17, Л-39 и группы лиц управления полетами и офицеров боевого управления “Марка” на сумму 1 073 925 000 тенге с оплатой 75 процентов авансового платежа в сумме 879 515 500 тенге;
– от 21 февраля 2013 года № 450-ДБП по поставке комплекта лазерной системы для обучения войск батальонного уровня, на общую сумму 900 миллионов тенге.
Договоры заключались с поставщиком, указанным в постановлении правительства РК “О государственном оборонном заказе на 2013–2015 годы”, договорные обязательства компанией не выполнены”.
Романсы про миллионные авансы
Похоже, в отечественных госструктурах взяли на вооружение классическую схему бизнес-партнерства, прописанную еще в романе Ильфа и Петрова: “Утром – деньги, вечером – стулья”. Иначе как можно объяснить, что сначала ТОО получило кругленькую сумму, а уж потом поставило оборудование, которое оказалось в итоге неработоспособным, как сказано в судебных документах. Но ведь речь не о стульях, а о государственном заказе серьезного дорогостоящего оборудования.
Как было возможно произвести оплату вперед, нам ответил замминистра МО Скаков, который, кстати, является финансистом по образованию: “Авансовая оплата произведена в соответствии с пунктом 160-2 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных постановлением правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2009 года № 220, согласно которому авансовая (предварительная) оплата по договорам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа Республики Казахстан, допускается в размере не более 75 процентов от суммы договора, предусмотренной на текущий финансовый год”. Мы не случайно выделили слово “допускается” в ответе министерства обороны.
Значит, могли выдать и меньше? Но почему-то решили не скупиться. Интересно, кто принимает эти решения?
Тайны Нацгвардии
Как мы уже писали ранее, в числе тех, перед кем возникли обязательства у ТОО “Алматыэнергосервис”, была и Национальная гвардия. И суммы, которые там фигурируют, куда выше.
Так, опираясь на данные из судебных решений, ТОО имело обязательства на сумму 5 052 770 000 тенге. Мы отправили запрос главнокомандующему Р. Жаксылыкову. Но он предпочел выслать нам ссылки на законы. И сообщил, что часть запрашиваемой нами информации относится к сведениям ограниченного распространения в системе органов внутренних дел, направление таких сведений не представляется возможным. В Нацгвардии прокомментировали пост в соцсетях о "голодных солдатах"
Его ответ в несколько скупых строк нас прямо заинтриговал. На вопрос, почему подведомственные силовые структуры заключали многомиллионные контракты с компанией, которая признана неплатежеспособной, главнокомандующий сообщил следующее: “Согласно п.1 ст. 9 Закона “О государственных закупках”, потенциальный поставщик, участвующий в государственных закупках, должен соответствовать общим и специальным квалификационным требованиям: являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности, не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации, обладать материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств".
Интересно, но позже само ТОО “Алматыэнергосервис” обратилось в суд с заявлением о своей неплатежеспособности.
Понять и простить
Итак, после того как Верховный суд обязал “Алматыэнергосервис” выплатить долги, ТОО обратилось в суд с заявлением о применении в отношении него реабилитационной процедуры, мотивируя требование своей неплатежеспособностью и невозможностью исполнить вступившие в законную силу судебные акты о взыскании задолженности. При этом суд установил, что у должника имеются активы в размере 8 032 234 тысяч тенге. Остаточная стоимость основных средств составляет 2 384 160 000 тенге. Стоимость продукции, изготовленной для последующей реализации, – 1 697 000 000 тенге. При таких обстоятельствах суд одобрил реабилитацию. И неизвестно, сколько времени будут выплачиваться долги…
ТОО получит шанс наладить работу, чтобы вернуть деньги. На самом деле такое решение было принято с учетом того, что представители ни министерства обороны, ни Нацгвардии не возражали против реабилитации. Что будет за эти годы? Неизвестно.
Вообще, оптимист увидел бы в этой истории то, что ТОО “Алматыэнергосервис” несказанно повезло. Обычно бизнесмены для развития бизнеса получают кредиты в банках под баснословные проценты. А тут был дан аванс в несколько миллионов.
И заметьте, согласно правилам процедуры реабилитации, суд постановил “прекратить начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности ТОО “Алматыэнергосервис”, а также вознаграждения по полученным кредитам”.
На вопрос, понесли ли наказание лица, принимавшие решение и ответственные за перечисление таких огромных сумм, обращались ли войсковые части в Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью с просьбой выяснить, куда делись государственные средства, в министерстве обороны нам коротко сообщили, что обращений не было, имеется решение суда. Как в конце любого триллера с экстремальными трюками, так и хочется написать: “Ни один сотрудник министерства обороны и Нацгвардии не пострадал”.
Газета продолжит тему и готова выслушать всех участников истории. Также мы направили запрос министру финансов для уточнения информации по данному делу.
Тимур ИСКАКОВ, АЛМАТЫ