Примечательно, что новый тариф не утверждался в антимонопольном комитете, но был принят по решению экономического суда Южно-Казахстанской области. Все произошло до элементарного просто. Тепловики подали иск на комитет по регулированию естественных монополий с претензией, что это самое ведомство безосновательно занижает их затраты по ряду статей, тем самым искусственно снижая тариф, что ведет к убыточности в деятельности предприятия.
Экономический суд привлек независимую экспертизу для анализа расчетов, представленных тепловиками и антимонопольщиками, и как дважды два выяснил, что претензии коммунальщиков правомочны. А, следовательно, суд должен удовлетворить их заявку на начало года, в которой они требовали именно 50% увеличения тарифов на тепло (именно эту заявку в свое время и "срезал" комитет по регулированию монополий).
В Шымкенте, наконец, случилось то, о чем давно мечтали коммунальщики. Ни тебе публичных слушаний, ни многочисленных согласований, ни борьбы с антимонопольным комитетом и местными властями относительно социальных негативов, сопутствующих повышению тарифа. Впрочем, стоп, здесь то, как раз коммунальщик коммунальщику рознь, так как в сфере предоставления потребителям благ цивилизации различаются коммунальные частные структуры и муниципальные службы.
До последнего времени в Шымкенте три основные теплоэнергоцентрали, отапливающие город, находились либо в собственности, либо под управлением частных коммерческих структур. Каждый год все тепловики подавали заявки на повышение тарифов, с мольбами и угрозами доказывая, что "прошлый сезон они закончили с миллиардными потерями, и в этот год просто не выдержат, если тариф резко не поднять". Как правило, антимонопольный комитет соглашался повысить тариф, но совершенно не в соответствии с запросами коммунальщиков. В этом антимонопольный поддерживали и местные власти, для которых социальное спокойствие было важнее убыточности коммерсантов.
Правда, отметим, что хотя в официальных отчетах акиматов каждый очередной отопительный сезон в Шымкенте проходил "гораздо лучше, чем предыдущий", недовольных качеством отопления хватало как среди народных масс, так и среди властных структур. Не говоря уже о владельцах теплоцентралей, подсчитывающих очередные миллионы убытков.
Видимо, в этом узле скопилось уже столько проблем, что в прошлом году областной акимат ЮКО попросту возвратил в коммунальную собственность главную ТЭЦ-3. Затем тепловики подали иск на антимонопольный комитет, и без излишних проблем выиграл дело по судебному повышению тарифов. Как отмечают коммерсанты, если бы им позволили своевременно поднять тариф на такую величину, они бы "сделали из отопления конфетку". Заметим также, что от услуг двух других городских тепломагистралей, оставшихся в частной собственности, местные власти уже отказались. И теперь тянут 15 км теплотрассы для обеспечения всего города теплом от муниципальной ТЭЦ-3.
В общем, однозначно можно сказать, что тариф на тепло поднят специально для бюджета. И в принципе можно не беспокоиться, что остальные коммунальщики-частники смогут повторить подобный номер с судебными исками.
Вряд ли, конечно, бюджет на этом навариться, все-таки теплоснабжение занятие очень затратное. Но в одном можно быть уверенным - каждая новая ежегодная заявка от тепловиков на повышение тарифов будет удовлетворяться в полном объеме. Если не антимонопольным комитетом, то экономическим судом. А в том, что повышение тарифов будет, сомневаться не приходится.
Также не вызывает сомнений, что повышение отопительного тарифа, незамеченное потребителями в разгар лета, еще встретит ту самую социальную реакцию, когда шымкентцам принесут счета за тепло. Вот тут то и начнется самое интересное.
Предполагается несколько вариантов: самый радужный, о котором мечтают сейчас монополисты и власти, что многоквартирные дома будут оборудованы общедомовыми приборами учета тепла. Причем установка прибора учета будет производиться за счет самих жителей. В акимате ЮКО рассматривают возможность помощи в этом деле, но пока только теоретически. Главное достоинство теплосчетчикка - это единственное средство, которое может гарантировать, что потребитель платит только за то тепло, которое получил. Правда, теплосчетчик будет общедомовым, так что либо он действительно сплотит всех жильцов многоэтажки в единую семью, либо послужит камнем раздора среди соседей.
Но как бы то ни было, установка теплосчетчика - еще одни крупные затраты на плечи потребителя. Скорее всего горожане, причем все категории, включая пенсионеров и малоимущих, будут стремиться оборудовать свои квартиры автономными системами отопления. Естественно, отказываясь от централизованного теплоснабжения, и от "бюджетного тарифа".
Фото сайта stroyshop.info