Бюджет для женщин и мужчин

Государственный бюджет важный документ для каждого человека в республике, потому что все люди испытывают его воздействие на себе.
Когда он принимается, в той или иной степени, это "аукается" на кошельке каждого. От того, сколько денег будет выделено на социальные выплаты, зависят и наши с вами материальные возможности.
Психологи говорят: для того чтобы решить проблему, нужно посмотреть на нее с нескольких сторон.
Мне хочется затронуть тему бюджета с несколько необычной стороны.
В некоторых странах к вопросу его разработки подходят со стороны гендерного равенства и называют это - гендерным бюджетом.
Под гендерным бюджетом (ГБ) подразумевается современная социальная технология, позволяющая внедрить в правительственную политику принцип учета интереса по социополовому признаку.
ГБ не является отдельными бюджетами для женщин и мужчин. Он предполагает не увеличение суммы бюджетных средств, а только их более целевое использование.
Гендерный анализ бюджетной политики позволяет правильно идентифицировать разрывы в распределении общественных ресурсов. Его задача переосмыслить приоритеты социальной политики и направить ресурсы в точном соответствии с реальными потребностями людей.
Такой аспект важен для общества, поскольку финансовые условия управленческой деятельности являются ее важнейшим аргументом.
В принятой в 1995 году Пекинской конференцией Платформы действий отмечается, что "Правительства должны приложить все усилия для системного изучения того, каким образом государственный сектор затрат приносит пользу для женщин и корректировать бюджеты для обеспечения равного доступа к ним".
В оптимальном варианте тема гендерного бюджета включает, наряду с общественно - организуемыми секторами деятельности, еще и сектор семейной (репродуктивной) экономики.
Он базируется в основном на женском труде по уходу за детьми, престарелыми и больными родственниками, приготовлению пищи, уборке помещения, организации досуга, отдыха и т.д.
Но пока из-за не разработанности соответствующих механизмов в теории экономических измерений, домашний труд не имеет достойной стоимости.
Первая попытка составления ГБ была предпринята в Австралии в 1984.
Через 11 лет, в 1995 г. с такой же инициативой выступили парламентарии, неправительственные организации и исследователи в Южной Африке.
В настоящее время подобные разработки, как в правительстве, так и вне его, ведутся в очень разных по уровню экономического развития странах: в Канаде, Великобритании, Танзании, Польше, Украине, России, Кыргызстане.
При осуществлении ГБ в разных странах возникали проблемы связанные с экономическими условиями, национально-историческими особенностями и степенью развития гражданского общества.
Тем не менее, прослеживаются некоторые общие тенденции:
- одного ГБ недостаточно для улучшения положения женщин;
- проблематично заинтересовать отдельных министров;
- слабая политическая поддержка гендерной инициативы;
- установление более прозрачного и демократического порядка разработки бюджета;
- направление ресурсов непосредственно тем группам, которым они предназначены.

Одними из первых, кто начал программу гендерного бюджетирования в Центральной Азии был Кыргызстан, хоть пока только на бумаге.
Так в целях осуществления государственной политики по достижению гендерного равенства был задействован Национальный план действий по достижению гендерного равенства в Кыргызской Республике на 2002-2006 годы.
К сожалению, как и национальная программа "Аялзат", действовавшая в период с 1996 по 2000 годы (которая была реализована только на 30%), национальный план действий вряд ли будет (особенно, учитывая нынешнее политическое положение в стране) реализован и наполовину.
Многие положения Национального плана действий, имеющие значение для продвижения женщин на уровень принятия решений по определению гендерного бюджета не выполняются, хотя данная работа должна была начаться еще с 2002 года.
В Казахстане программа гендерного бюджета отсутствует.
Тем не менее в городе Усть-Каменогорске НПО Федерация женщин "Status" работает над проектом гендерного бюджета на местном уровне.
Федерация проводит семинары, выездные встречи с активистами женского движения в регионы, а так же встречается с региональными органами власти.
Идеи Федерации активно поддерживают ряд других женских НПО и инициативные группы, которым не безразлична эта проблема, например, Риддерская городская библиотека имени Гоголя.
Особое внимание заслуживают инициативные выступления участниц с предложениями внести в бюджетный кодекс статьи, регламентирующие финансирование мероприятий Нацплана.
С первых шагов проекта осуществления "Гендерное бюджетирование на местном уровне" Федерация столкнулась с серьёзными затруднениями.
К сожалению, подавляющее большинство ключевых участников бюджетного процесса (администраторов бюджетных программ, членов бюджетных комиссий, депутатов маслихатов), оказались неосведомленными о наличии Национального плана действий по улучшению положения женщин, как государственной межведомственной программы.
В свою очередь, представители Комиссий по делам семьи и женщин при акимах городов и областей и женские НПО оказались равнозначно несведущими о механизме финансирования Национального плана в рамках единого государственного бюджета (Бюджетный Кодекс ст. 7 ст. 8).
Далее выяснилось, что далеко не все разделы Национального плана напрямую соотносимы с единым бюджетным классификатором (Бюджетный Кодекс ст. 26 п.1).
Таким образом, кроме сбора и анализа бюджетной информации, экспертам пришлось проводить дополнительные исследования о том, к каким функциональным группам статей расходов местных бюджетов могут относиться те или иные его разделы.
В итоге был достаточно детально изучен этап исполнения бюджета на местном уровне в привязке к реализации Национального плана действий по улучшению положения женщин в РК.
В ходе проектной деятельности, исследователи убедились, что за этот период в области произошли перемены по отношению к вопросам гендерного бюджетирования.
Система развития программ гендерного бюджета во всех станах разная. Чаще всего в своем начале она основывалась на взаимодействии НПО с государством, само правительство выступает с инициативой реже.
На первый взгляд в Казахстане существуют все условия для развития и продвижения гендерного равенства во всех социальных областях.
Создан отдельный орган по защите интересов женщин и детей - Национальная Комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК.
Также существует отдел, занимающийся гендерным анализом законодательства. Здесь же следует заметить, что Казахстан взял на себя определенные международные обязательства.
Одним из важнейших аспектов всех перечисленных соглашений является формирование гендерно-чувствительной экономической политики государств.
В конечном итоге от того как распределяется государственный сектор затрат, зависят возможности различных слоев населения. В контексте равенства возможностей мужчин и женщин это означает обязательность учёта гендерных подходов в процессе бюджетирования.
Недаром я, перечисляя ресурсы, если их так можно назвать, упоминала слово "существует", потому что реальных и видимых результатов нет.
Не хочется сравнивать Казахстан с Кыргызстаном. Ведь по очень многим показателям наши соседи отстают от нас, однако в области защиты прав женщин и мужчин на законодательном уровне они шагнули дальше.
Кыргызстан принял ряд законов, защищающих интересы граждан, которые сейчас даже не планируется рассматривать в Казахстане, и неизвестно когда они будут приняты.
Незнание или нежелание вникнуть в преимущества гендерного бюджета, только отдаляет Казахстан от поставленных целей.
Взять, к примеру, программу развития демографического роста. В России с помощью программы гендерного бюджета увеличены пособия по уходу за ребенком, что может являться дополнительным механизмом борьбы с абортами и с общим старением граждан страны.
Ведь то же самое, можно сделать и в Казахстане…
Остается только надеяться, что в будущем НПО, заинтересованные в развитии программы гендерного бюджета, будут услышаны правительством и государственный бюджет будет в большей степени учитывать интересы женщин и мужчин.

Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru