Быть застенчивым стало немодно

Сегодня Константин Харалампидис живет на два города – Алматы и Москву. В прошлом году он выпустил фильм “Заилийский Фавор”. За его создание режиссера наградили орденом Святого Серафима Саровского Русской Православной Церкви.

Кричал у министра

– Вы учились на актера, но стали известны как режиссер. Как это произошло?

– Я поступил на актерский факультет совершенно случайно, хотя собирался на режиссуру. Мы с друзьями проходили мимо Алматинского театрального института и встретили педагога Дамеш АРЫНГАЗИЕВУ. Я прочитал ей, что помнил, и она сказала: берем. Я загорелся идеей поступить на актера, хотя по состоянию здоровья никак не проходил – у меня гипертоническая болезнь и стенокардия. Пришлось идти к главврачу студенческой поликлиники с цветами, которые я нарвал в парке 28-ми панфиловцев. Упав на колени, я сказал, что сейчас решается моя жизнь…

В общем, мне все подписали. Приезжаю в институт сдавать документы, а комиссия закрылась. Было очень обидно, до слез. Мы с педагогом пошли к замминистра просить о продлении приема документов – никакой реакции, ко второму замминистра – то же самое. Я тогда подумал: но ведь есть еще и министр! Ворвался к нему, несмотря на останавливавшую меня секретаршу. Кричу: “Вы должны мне помочь, ради чего вы тут, чиновники, сидите?”. Он: “Подпишу, что ты орешь?”.

– А как попали в Москву?

– Здесь я отучился всего год и уехал с женой Светой в Москву, где мы поступили в Театральное училище им. Б. В. Щукина на курс Кайдановского – Бурова. Курс у нас был довольно шумный, все остались в Москве – Нонна ГРИШАЕВА, Володя ЕПИФАНЦЕВ, Маша АРОНОВА, Сергей СТЕБЛОВ, Влад ГАЛКИН, Федя СТУКОВ, который играл Тома Сойера.

В то время нам казалось, что мы можем сделать мир лучше. Это сейчас люди идут в актеры ради карьеры, ради самолюбования, а тогда нам казалось, что нам есть что сказать человечеству. Профессия – инструмент, через который будет проходить информация. Правда, человечество все равно ни к чему не прислушивается. Но понимание этого приходит позже.

“Таганка, зачем сгубила ты меня?”

– Вы в довольно молодом возрасте, в 27 лет, стали режиссером легендарного Театра на Таганке. Почему решили уйти оттуда?

– В Театре на Таганке больше половины женщин не рожали. Вообще, люди в этой профессии не задумываются о детях, а мы стали задумываться.

Как правило, в театр идут работать люди психически неуравновешенные, в чем-то ущербные. Принародно выставлять себя напоказ, оголять свой внутренний мир – это же не нормально! В природе человека заложены естественное стеснение и целомудрие. Но с жизненным опытом человек развращается. Быть застенчивым стало немодно, нехорошо, а в актерской профессии – недопустимо.

Вот посмотрите программу Лени Филатова “Чтобы помнили…” Что ни актер – то история болезни. Я ему задал вопрос: справедливо ли, что люди должны помнить актера Тютькина, а не хлебороба Иванова? Ведь для человечества Иванов приносит больше пользы. Когда вы видели, чтобы театральная постановка поменяла мировоззрение человека?!

Я занимаюсь режиссерским ремеслом, потому что ничего другого делать не умею. Но никогда не снимаю заказного кино, только то, что меня по-настоящему волнует. Просто стало тошно от постоянной лжи в театре, где человек пытается казаться лучше, чем он есть.

Во время работы в Таганке детей у нас не было, и возник вопрос: а ради чего мы живем? Супруга от такой пустоты стала посещать церковь. И из театра мы ушли в одночасье, во время репетиции, чтобы больше никогда туда не возвращаться.

Я стал снимать документальное кино о греках “От Рождества до Воскресения”. Мы узнали, что на Ташкентском кладбище похоронен священник – владыка Иосиф. Когда он умирал, сказал: “Приходите ко мне на могилу, чем смогу – помогу”. Мы пришли и помолились, а когда уезжали назад в Москву, Света была уже беременна. А ведь детей у нас не было 12 лет! Теперь у нас три дочки.

Сегодня меня все спрашивают: где это кладбище, мы тоже пойдем и забеременеем! Люди, вы идете за чудом, а я шел каяться. Исповедовался ему, как живому, и еще сказал: “Попроси за меня Бога”.

Раньше люди были чище

– Расскажите, чем заняты сейчас?

– Я занимаюсь съемками второй части фильма “От Рождества до Воскресения. Слова о верных после гибели империи”. Премьера состоится в сентябре в Москве. К фильму прилагается аудиокнига из четырех дисков, где звезды российского и казахстанского кино – Владимир ЕПИФАНЦЕВ, Эвклид КЮРДЗИДИС, Александр НОСИК, Алексей ПЕТРЕНКО, Ирина КУПЧЕНКО, Григорий СИЯТВИНДА, Гульнара ДУСМАТОВА, Сергей ПОГОСЯН, Владимир ТОЛОКОННИКОВ – читают текст о греках-криптохристианах (скрытые христиане). Задача этой работы – проанализировать, что же стало с народом, который образовал единственную в истории империю, Византийскую, просуществовавшую тысячу лет.

В фильме звучат тексты старца Паисия СВЯТОГОРЦА (один из самых уважаемых греческих духовных светил XX века. – Кор.). Он соотносит прежнее время с нынешним и говорит о подвигах тех людей, при этом подчеркивая, что и тогда человек был грешен, но имел знание о том, что есть грех.

Вот говорят, сегодняшний человек не изменился. Уверяю вас: изменился! Детям в школе говорят о сексуальном воспитании, это ж насколько раньше их приобщают к разврату! Нас этому не учили, но у нас как-то родились дети. Даже если мы возьмем советскую эпоху, она была сложнее, противоречивее, но чище.

Фото из архива Константина Харалампидиса

Марина ХЕГАЙ