Тема не впервые поднимается политическим руководством этих государств, но теперь как никогда близко они подходят к действительному разрыву отношений с давними экономическими и политическими союзниками: Грузия и Украина даже начали совместные консультации по вопросу выхода из СНГ.
СНГ: кто на выход?
Еще осенью прошлого года Грузия говорила о своей готовности покинуть СНГ из-за цитрусов, запрет на поставку которых последовал в России. Затем в список запрещенных продуктов попал чай, некоторые другие товары, а теперь - грузинское вино и минеральная вода.
Роспотребнадзор обнародовал результаты проверки алкогольной продукции: более чем половина проверенных образцов грузинских вин не соответствует нормативам по органолептическим и физико-химическим показателям. Кроме того, в некоторых из них обнаружены пестициды. Это дало возможность российским властям наложить эмбарго на ввоз грузинской алкогольной продукции.
Ранее Грузия уже не раз заявляла о возможном выходе из СНГ, однако к конкретным действиям эти решения не приводили. В прошлом году парламент Грузии единогласно принял решение начать рассмотрение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания Грузии в СНГ. Но правительство категорически отказалось поддержать эту инициативу. "Мы не говорим, что нас не устраивает СНГ, - подчеркнул тогда премьер Грузии. - Мы говорим, что СНГ очень часто, как организация, не эффективно как в принятии решений, так и в осуществлении их".
"Винный скандал", похоже, стал последней каплей, переполнившей чашу терпения Грузии. Теперь уже сам президент Грузии Михаил Саакашвили поручил правительству в двухмесячный срок подготовить экономическое обоснование дальнейшего нахождения Грузии в СНГ. Грузия не хотела бы оказаться в экономической и политической блокаде, а потому всерьез изучает возможность налаживания двусторонних взаимоотношений с некоторыми из участников СНГ: если ей это удастся, то она спокойно может покинуть Содружество.
Грузия уже имеет положительный опыт освобождения себя от уз "неравного брака". В начале этого года она вышла из состава Совета министров обороны СНГ, объясняя такое решение сменой внешней политики. Республика взяла курс на вступление в НАТО и, понятно, не может одновременно находиться в двух военных объединениях.
И хотя реакция на данное решение Саакашвили была абсолютно выдержанной ("Грузия - суверенное государство и вправе определять, в какой организации ей комфортнее"; "безопасность СНГ от этого не пострадает"), однако подобная ориентация вряд ли может приветствоваться Россией. Непосредственное приближение к ее границам антагонистического военного блока, безусловно, не может не отражаться на традиционном понимании безопасности.
Определенной остроты в отношения двух стран добавляют и все углубляющиеся политические разногласия между руководством России и Грузии по целому спектру проблем: визового режима, энергетической безопасности, политических конфликтов на грузинской территории.
Что касается Украины, то здесь не экономические разногласия становятся причиной для инициирования вопроса о выходе из СНГ, хотя вполне могли бы стать: прошедшей зимой Украина оказалась на грани энергетического коллапса, когда ее руководство фактически отказалось договариваться с Россией о поставках газа.
Главное все-таки - отсутствие политического консенсуса. "Оранжевые лидеры" ориентированы на Запад. Президент страны Виктор Ющенко уже подписал указ по выполнению мер по вступлению Украины в НАТО. А через некоторое время Украина хотела бы вступить в Европейский Союз, хотя тот сейчас вообще не ведет речи о расширении на Восток. И хотя в свое время европейским сообществом посылались мессиджи о том, что оно могло бы поддержать Украину, эти обещания всегда были слишком размыты и неопределенны. Тем не менее, Киев питает надежду, что у него - западное будущее.
Смотреть в одну сторону
Пока в Грузии и Украине ведутся дискуссии на тему: быть им в СНГ или не быть, зрелые политики настаивают на сохранении СНГ.
Так, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал интервью "Российской газете", в котором подчеркнул: "Несмотря на то, что сейчас СНГ переживает фундаментальные перемены, Казахстан и Россия являются активными сторонниками необходимости сохранения Содружества".
Действительно, СНГ стало первым интеграционным объединением, не будь которого, возможно, страны не смогли бы добиться тех успехов, которых они добились, сотрудничая друг с другом. И пусть не все так гладко, но СНГ совершенствуется.
"Новая модель взаимодействия в рамках СНГ предполагает прежде всего торгово-экономическое сотрудничество на основе принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции", - отметил Нурсултан Назарбаев.
Говоря об отношениях Казахстана и России, он особо обратил внимание на то, что нет ни одной проблемы, которую бы страны не могли решить на конструктивной основе. В качестве примера он привел опыт казахстанско-российского сотрудничества в освоении Северного Каспия: спорные нефтяные месторождения решено осваивать совместно, с учетом взаимных интересов.
Этот пример - другим наука. Когда распался СССР, Казахстан тоже ощущал себя потерянным, а роль младшего брата, которая ему отводилась Россией, абсолютно не устраивала страну. Тем не менее, Казахстан, отбросив все свои претензии и амбиции, стал выстраивать экономические и политические связи с Россией, причем, в соответствии со своими суверенными интересами. Когда взаимоотношения по некоторым вопросам грозили зайти в тупик, Астана предпочитала договариваться с Москвой, а Москва - с Астаной. В итоге Казахстан сравнялся по своему рангу с Россией - сейчас они сотрудничают на равных.
Нужно понимать, что в политике неприемлемы ультиматумы и обиды. Чтобы интеграционные объединения были жизнеспособны, нужно садиться за стол переговоров, а не хлопать демонстративно дверью.
Уметь находить компромиссы там, где они, казалось бы, невозможны, - вот высшее искусство политики. В противном случае не только СНГ, но даже Европейский Союз ничем не поможет.
Рисунок с сайта http://sng.rian.ru