Быть лагерям на веревочке

Однако есть мнение, что ничего хорошего из этого не выйдет, хотя бы уже потому, что лето началось, лагеря заработали, а лицензий ни у кого пока еще нет.
Кому карты в руки?
Вообще-то сама по себе идея контроля и порядка стоящая. Когда стройная система государственных лагерей развалилась, лагеря, как и прочий выгодный товар, попали в руки далеко не к великим педагогам и врачам. Сферой отдыха завладели дельцы, коммерсанты, которые ради получения прибыли меняли на свой вкус и цвет и культурные программы, и услуги, и сервис. Долго это не могло продолжаться.
И вот, похоже, закончилось. В прошлом году правительство издало постановление о лицензировании лагерей детского отдыха. В этом году оно издало еще один документ, подтверждающий прошлогодние намерения. Быть лагерям лицензированными! А почему бы и нет?
Как говорилось на одном из заседаний организаторов летнего отдыха (коих в канун этого лета в южной столице Казахстана прошло огромное количество) сфера детского отдыха является специфической, затрагивает сразу несколько секторов жизни: это и здравоохранение, и образование, и молодежная политика, и культура. А раз в лагерях пересекаются так много интересов, какое из ведомств уполномочено лицензировать лагеря? В прошлом году никто не знал ответа на этот банальный вопрос. В этом году стало ясно, что миссия контролеров возложена на Министерство образования. Именно оттуда в департаменты и управления образования всех городов страны пришло письмо с настоятельной просьбой заняться лицензированием объектов детского отдыха. Чиновники от образования занялись делом.
Был разработан скромный пакет документов, который директора (хозяева) лагерей должны представить в обязательном порядке. Как кажется самим разработчикам, в процедуре лицензировании нет ничего сложного. Каждый директор должен написать развернутую программу педагогической работы с детьми. В ней детально изложены занятия и мероприятия. Только и всего. Однако организаторы летнего отдыха считают, что все не так просто. Лицензирование может сильно усложнить жизнь лагерей. А кому нужны новые сложности и неприятности в разгар летнего сезона?!
Подводные течения
Бахыт Жанабаев, руководитель международной программы "Каникулы" говорит, что когда они стали анализировать ситуацию с лагерями, то увидели, что лагерь лагерю рознь. Одни действительно нужно лицензировать, а у других этот документ уже есть как бы автоматически. Что это значит? Оказывается, существуют лагеря, которые относятся к различным ведомствам, а те в свою очередь не имеют ни малейшего отношения к образованию: скажем мукомольный комбинат или железная дорога. Чтобы открыть собственный лагерь, они обязательно должны получить лицензию. Нелишне лицензировать и лагеря, находящиеся в частной собственности, то есть коммерческие. Их проверять сам бог велит. А вот зачем лицензия пришкольному лагерю? Разве у учебного заведения, при котором он организован, нет лицензии, выданной тем же департаментом образования? Или скажем лагерь КазГУ - имеет самое непосредственное отношение к образованию. У КазГу лицензия тоже есть. Вот и возникает вопрос: зачем лагерю две лицензии?
Кроме того бурно обсуждается вопрос и целесообразности самого лицензирования, как формы учета и контроля. Есть предложение ввести учетно-контрольную систему, как это сделала Россия. Но не лицензировать лагеря, не открывать врата коррупции, взяткам и бумажной волоките. Соседнее государство в 1995 году тоже хотело ввести лицензирование, но уже в 2000 - от него отказалась. Почему? Потому, что лицензирование - это разрешительно-запретительная мера. Можно запретить выпускать продукцию плохого качества, но как определить качество детского отдыха? По какому критерию?
Педкадры решают все
Куляш Агатаева, заместитель директора департамента образования Алматы уверена, что лагеря смело можно отнести к внешкольной деятельности и лицензировать их по этому принципу. То есть основным условием выдачи лицензии будет считаться наличие у лагеря образовательной программы и педкадры. По глубокому убеждению сотрудников департамента образования в лагерях должны работать только учителя-профессионалы, причем учителей высшей категории должно быть не менее 30 процентов. Пакет документов необходимо представить в комитет по экономике. Оттуда документы отправятся в совет по лицензированию, куда будут привлекаться руководители образовательных учреждений. Комиссия должна будет выехать на места и выдать свое заключение о лицензировании лагеря.
Чиновников нисколько не смущает тот факт, что существует межведомственная комиссия, которая точно так же перед началом каждого сезона обязательно выезжает в лагеря, проверяет его по всем статьям и тоже дает свое заключение. Кстати, в составе межведомственной комиссии присутствуют представители департамента образования.
В общем, вокруг норм и правил отдыха еще долго будут вестись споры и разговоры. Потому что нет у нас никаких норм и правил отдыха, как и нет четкого определения что такое воспитательно-образовательный процесс в условиях лагеря отдыха. А это значит, всегда можно будет придраться и найти слабое место в работе лагеря. Например, в этом году аким Алматы выделил средства на отдых малоимущих детей. Официально акимат заложил для отдыха детям 21 день, посчитав, что только за такое время ребенок сможет действительно отдохнуть. Между тем почти во всех лагерях есть семидневные путевки и даже трехдневные. Как это будет вписываться в установленные нормы? Сейчас кажется, что все эти вопросы несколько надуманные, а директора лагерей откровенно опасаются, что потом, когда они начнут работать на полную мощность, у проверяющих будет много способов "прижать" их. Как оно будет на самом деле? Чиновники от образования говорят, что они движимы только одной целью - обеспечить безопасность ребенка. Только им почему-то никто не верит…
Здоровый скептицизм
"Учет и контроль - я за это двумя руками, - говорит Казы Кусанов, директор республиканского молодежного центра "Ак Жетпес", - но сможет ли наше Министерство образования наладить учет и контроль и вложить в головы наших детей передовые микросхемы видения жизни? Скорее всего нет. Между тем чиновники настаивают на лицензировании, говорят о воспитательном процессе и ответственности перед молодым поколением. Но разве в семье дети не проходят ту же школу воспитания и образования? Проходят. Однако, никому же не приходит в голову лицензировать родителей?
Я шесть лет работаю директором лагеря. Каждый год перед началом летнего сезона лагерь посещает межведомственная комиссия. В нее входят пожарники, экологи, чээсники, санврачи, представители органов образования. Они принимают лагерь и дают разрешение на его открытие. В этом году такая комиссия уже была. Но, подчиняясь постановлению правительства, я подготовил документы и на лицензирование. Заодно и поинтересовался, каковы причины нововведения? Оказывается (и это возмутительно!) в прошлом году было несколько случаев, когда в лагерях шло религиозное воспитание детей. Какое к этим нарушением имеет отношение мой лагерь, не понятно? Получается, что из-за двух трех случаев решили всех призвать к порядку. Не по-хозяйски это.
Кроме того, я педагог со стажем, но каждый год на лето приглашаю педотряд. Люди - профессионалы, имеют свою лицензию, которую, между прочим, получают от департамента образования. Тогда не понятно, зачем мне иметь еще одну лицензию? Я, как хозяйственник, должен обеспечить детям хорошее питание, хорошие соцусловия для отдыха. Педотряд - гарантирует хорошую образовательную программу. Могу предположить, что далеко не все руководители приглашают на работу профкадры. Допускаю, что кто-то на летнее время берет на работу людей с улицы, далеких от педагогики, но причем тут опять же я?".
Но как говорят чиновники, с постановлением правительства спорить бесполезно. Никто и не спорит. Но и с лицензиями дело не двигается.
Из 19 лагерей Алматы и области лицензию пока не получил ни один.