Пилотный проект по организации спецполосы для автобусов в Астане уже охватил два протяженных участка – проспект Бауыржана Момышулы от проспекта Абылай-хана до улицы Сарайшык и проспект Богенбай-батыра на участке от улицы Валиханова до улицы Сарыарка. Так называемые запретные полосы заработали в начале августа и уже наделали немало шума.
Некогда доступные для пользования полосы теперь вдруг стали запретными для автолюбителей и караются суровым штрафом за въезд на них. Пробок в городе стало больше, в то время как целый ряд дороги практически пустует.
– Вы мне скажите, какая есть на данный момент острая необходимость вводить эти спецполосы?! – негодует местный таксист Манас ШАРИПОВ. – Мы не живем в мегаполисе, и в Астане нет такого бешеного трафика. Поэтому, думаю, все это делается, чтобы в очередной раз найти повод штрафануть простого человека.
Но, несмотря на штраф, а он немаленький (9 910 тенге), автовладельцы постоянно выезжают на автобусные полосы, создавая препятствия тем же автобусам. В вечернее время на выделенной полосе местами образуются неудобные заторы. Все дело в том, что водители, выезжающие на магистраль, не сразу могут перестроиться в нужный ряд. Скажем, в час пик автомобилист пытается выехать с выделенной полосы, но поток уже плотный и его никто не пропускает. При этом машины, застрявшие на выделенке, создают помеху общественному транспорту. Иногда автобусы даже не могут заехать на остановку.
К примеру, в один из будних дней на проспекте Богенбай-батыра инспекторы задержали водителя легковушки, который ехал по автобусной полосе. Тот никак не хотел соглашаться с предъявляемым ему штрафом, так объясняя свою ситуацию:
– Я просто не мог с нее съехать вовремя. Разделительная всего 10 сантиментов, и никто не пропускает. Плюс сзади еще автобусы сигналят!
– Водитель нарушил правила дорожного движения. Ехал по автобусной полосе, создавая помехи для общественного транспорта. За что был остановлен, и составлен протокол на штраф в размере 5 МРП. Конечно, водитель был недоволен. Однако мы действуем, опираясь на опыт мировой практики. Тем более для адаптации к нововведениям были даны две недели, – пояснил один из инспекторов дорожно-патрульной полиции.
Между тем в нынешней ситуации больше всех довольны водители автобусов. Двигаясь в собственном ряду, они тратят меньше нервов, бензина и рабочего времени пассажиров.
– Конечно, это очень удобно с учетом того, что ты можешь ехать по одному ряду и никто тебе не мешает делать свою работу, – в один голос говорят автобусники.
С другой стороны, пока автобусных полос совсем немного, чтобы особо радоваться одним и огорчаться другим. По сути, BUS-лайны в Астане занимают всего-то несколько кварталов. Хотя до конца 2015 года планируется дополнительно ввести выделенные полосы на левом берегу столицы. Какие именно это будут улицы, пока никто не знает.
Астана