Наш город забит машинами, но почему-то ни водители, ни пешеходы не становятся осторожнее, а наоборот, откровенно наглеют, нарушая все мыслимые правила. Наступает эпоха дорожного беспредела.
Полицейские считают, что на это есть несколько причин, первая из которых пешеходы-недотепы. Именно они спровоцировали в этом году минимум 300 аварий.Что делали? Все! Догоняя троллейбус, сами прыгали под колеса. Дожидались красного сигнала светофора, чтобы на него перейти улицу. Неожиданно выходили из-за стоящего транспорта.
Вторая причина: водители в состоянии красиво именуемом "подшофе". Два десятка крупных аварий с кровью и разорительным ремонтом авто случилось из-за того, что водители рассекали по городу пьяные в стельку. Особенно наглеет "золотая" молодежь. Сынки и дочки крутых родителей покупают права, не очень озабочены правилами, зато могут выйти сухими из любой ситуации.
И, наконец, самая главная: "город захлебнулся от машин". Иметь авто перестало быть проблемой, за последние годы количество городских транспортных средств значительно возросло и достигло 270 тысяч. Не забывайте, ежедневно в город въезжают 50 тысяч транзитных и пригородных автомобилей…
Давят детей!
В Алматы произошел такой случай: несколько школьников переходили дорогу по пешеходной дорожке, там же висел соответствующий знак. Двое водителей предусмотрительно остановились, пропуская учащихся, а третий, летевший в левом ряду, решил, что проскочит, и разом зацепил 5 детей… Ребятишки, слава богу, отделались испугом и ушибами. Водитель скрылся.
К сожалению, дети под колесами перестали быть редкостью. Начальник дошкольной и воспитательной работы Департамента образования Тамара Ефимова подсчитала: только за последний учебный год под колеса попали 20 алматинских учащихся. К счастью, никто из них не погиб. А вот по вине детей произошло лишь одно ДТП. Во всех остальных случаях были виноваты водители…
Водители-пьяницы
В прошлом году в акимате экс-столицы создали специальную комиссию из медиков и инженеров, которая проверяла водителей всего общественного транспорта и их машины в апреле и мае.
Претензий - море! Из 125 водителей с "остаточным алкоголем" на работу явились 13, а 8 прибыли с "переутомлением, в угнетенном состоянии" (не успели опохмелиться?). Трое и вовсе были не способны сесть за руль. И это ситуация не на момент проверки. Так бывает каждый день, вопрос только в том, к кому вы попадете, к трезвому или к тому, который еле держится на ногах…
Администрация автопарков нещадно увольняет таких работничков: только в прошлом году выгнали более 100 любителей выпить, еще несколько десятков водителей получили выговоры.
"Больные" перекрестки
Аварийно- опасных перекрестков в Алматы 28. Из них 10 - по концентрации транспорта и 18 - по техническим параметрам, то есть, на них нет светофоров, освещения, знаков, пешеходных дорожек.
Один из таких "перекрестков смерти" - северное кольцо в микрорайоне Дорожник. Только из-за плохого освещения там погибло 13 человек и все в ночное время. Некому вкрутить лампочку в плафон на столбе!
На перекрестке Курмангазы и Масанчи из-за маленького радиуса поворота произошла трагедия: троллейбус при повороте задавил двух детей, стоявших на обочине.
Проблемные перекрестки, как больные, много лет стоят на учете у полицейских. Но ничего не меняется. Слишком глобальные нужны перемены: провести освещение, построить развязки, расширить улицы, а так же установить светофоры.
По словам полицейских, на покупку и установку одного импортного, так называемого, светодиодного светофора требуется примерно 5 миллионов тенге, то есть 33 тысячи долларов! Первая реакция: не может быть! Он что, золотой? Нет, не золотой - сам аппарат стоит 700 долларов, а остальная сумма получается из затрат на его доставку из-за границы и на установку. Так же цена зависит от сложности перекрестка, к примеру, от его удаленности от компьютерного центра, в котором находится система, регулирующая работу светофоров. Чем дальше расположен перекресток, тем дороже стоит его подключение к системе.
Кроме того, эти светофоры устанавливают на специальных конструкциях, которые тоже стоят недешево. Такой светофор отличается тем, что его световой сигнал можно разглядеть в любую погоду и, когда густой туман, и когда пасмурно, и в ливень. Несколько перекрестков в городе уже оборудованы такими светофорами, к примеру, они стоят на углу улиц Аль-Фараби и Маркова, Толе би и Момыш-улы. Всего в нашем городе нужно установить новых и обновить старых - 258 светофоров.
Как бороться с автотранспортным безумием? Конечно, вводить смертную казнь за дорожные происшествия никто не будет. И, тем не менее, полицейские считают, что выход только в ужесточении мер. Для начала надо установить мощные штрафы по 200 -300 баксов, чтобы хотя бы материально "кусать" "крутых" водил!
Необходимо вернуться к прежнему порядку, когда за нарушение правил отправляли водителей на переэкзаменовку, забирали права. Хотя сделать это, конечно, будет нелегко. Еще некоторое время назад алматинская комиссия по обеспечению безопасности на транспорте внесла на рассмотрение городского маслихата предложение запретить пользоваться сотовыми телефонами во время вождения. Немало крупных аварий произошло именно потому, что водители отвлекались от дороги на разговоры. Но, увы. Депутаты до сих пор так и не утвердили предложение.