Бумажные урожаи и реальные цены на еду: кто и что делает в Казахстане, чтобы продукты стали дешевле

Постановлений, предупреждений и уведомлений угрожающего характера торговцам и спекулянтам органы власти произвели за эти годы тонны и километры. С 2008 года правительство РК 9 раз пыталось разными способами остановить рост цен. Результат? Смотрите ценники на базарах и в супермаркетах. Возможно, еще и потому что сегодня в Казахстане нет реальных цифр – что вырастили, сколько, почем?

Кому – вершки, кому – корешки

Председатель Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат БИСЕТАЕВ так прокомментировал ситуацию:

– Осенью местные органы власти требуют у фермеров данные по урожаю. А те по-крестьянски мыслят: сейчас правду скажу, а потом они потребуют, чтобы часть продал тому и тому и что-то – в СПК? И по фиксированной цене, а не по рыночной? Эта проблема – с бородой. Фермеров много лет обманывали. Поэтому они и показывают заниженные данные. Меньше цифр наверх – больше доход в семью.

– Это такая страховка для себя?

– Можно и так сказать. Никто же не знает, каким будет урожай в следующем году. Боятся называть реальные цифры. Пару лет назад в Северо-Казахстанской области фермеров заставили сажать картофель. Ну посадить-то посадили. Но не убрали: рынок был переполнен! Местное население с этих полей бесплатно картошку для себя выкапывало. Нельзя мелкие хозяйства администрировать. А чиновники, чтобы выглядеть чемпионами, включают в свои отчеты даже частные огороды! Одни скрывают, другие приписывают. Вот поэтому у нас нет объективной информации по урожаям. Откуда тогда, думаете, возникают запреты на экспорт капусты, моркови и так далее?

– Те, кто сидят в кабинетах, – не партнеры работающим на земле.

– То есть надо ждать роста цен на еду?

– От нас, картофелеводов и овощеводов, – однозначно нет! Если экспорт станет проблемой, то цены у нас вообще обвалятся. По-любому, мы произведем продукции больше, чем требуется внутреннему рынку. Перекормим граждан Казахстана (посмеивается) по полной программе.

– Но убытки земледельцам как-то придется перекрывать?

– По картофелю в 2016–2019 годах мы сохраняли оптовые цены – 45–55 тенге за килограмм. Кто-то сказал, что Казахстан выращивает где-то 4 миллиона тонн картофеля в год. Да на самом деле не более двух миллионов! Поэтому иногда приходится его закупать у кыргызов и узбеков. Они на этом рынке хорошо толкаются. Чтобы накормить граждан страны по нормальным ценам, нужно сделать три вещи: обеспечить сельхозпроизводителей оборотными средствами, создать переработку и наладить логистику.

– Министр торговли и интеграции Бахыт СУЛТАНОВ сказал, что “ажиотаж при введении карантина наглядно оголил многие проблемы в сфере ценообразования”.

– Все эти проблемы давно на виду и на слуху.

Мы пойдем другим путем. Рыночным

В конце апреля на заседании правительства Бахыт Турлыханович презентовал проект Национальной товаропроизводящей сети – комплекс оптово-распределительных центров. До конца 2022 года будет построено 25 таких ОРЦ. Пять из них объемом до 600 тысяч тонн – в Туркестанской, Алматинской и Павлодарской областях – до конца этого года.

Справка "КАРАВАНА"

Стоимость проекта – 237,5 миллиарда тенге. Он позволит создать более 10 тысяч рабочих мест. Предполагаемая загрузка ОРЦ – около 4,8 миллиона тонн продукции в год. В настоящее время дефицит хранилищ сельхозпродукции в областях РК составляет 70 процентов. В некоторых – 90 процентов.

На Левом берегу считают, что эта сеть, во-первых, исключит цепочку посредников, поскольку товаропроизводители будут поставлять свою продукцию в центры напрямую – от полей и ферм. А торговцы – забирать в нужном объеме и по вменяемой цене. Во-вторых, так легче контролировать механизм ценообразования. По словам министра Султанова, создание сети ОРЦ позволит снизить цены на продукцию аграриев на 25 процентов при увеличении объема продаж. В-третьих, снизит издержки фермеров по хранению. В-четвертых, “этот кластер станет нашим конкурентным преимуществом” перед соседями. В-пятых, параллельно для отслеживания товаропотоков будет создана информационная система. То есть крестьяне будут в курсе, когда, что именно и в каком объеме сейчас нужно предприятиям торговли. А торговцы – выбирать товар по приемлемой цене у производителей. Наконец, в-шестых: через ОРЦ можно поставлять продукцию на экспорт.

Важная деталь: чтобы подогреть интерес предпринимателей к этому проекту, минсельхоз, минфин и другие заинтересованные госструктуры предлагают им инвестиционные субсидии – до 25 процентов от “входа” и льготное кредитование по программе “Экономика простых вещей”.

Проект не выглядит фантастическим. Подобные центры, созданные на основе государственно-частного партнерства, с успехом работают в ряде стран Европы. Если ОРЦ появятся в Казахстане, то, возможно, правила формирования цен на сельхозпродукцию могут существенно измениться. Ключевое слово в этом предложении – “если”. Потому что пока не совсем ясны механизм и принципы управления ими. Как в Европе? Будут свои особенности? Глава фермеров Казахстана признался, какой урожай ждать в условиях пандемии и почем это выйдет для потребителя

Пока в правительстве решали эти вопросы, в бой вступил “резерв главного командования”.

15 процентов на 19 позиций. А дальше?

В минувшую среду мажилис внес поправки в законы, защищающие потребителей.

Суть: торговые сети уже не смогут повышать свои надбавки более чем на 15 процентов на социально значимые продукты питания – в списке 19 позиций.

По словам депутата Меруерт КАЗБЕКОВОЙ, у потребителей появятся механизмы, которые позволят загнать спекулянтов в угол через суды “с восстановлением нарушенных прав, возмещением морального и материального ущерба” по принципу “одного окна”. Лихо! То есть покупатели, оскорбленные высокими, на их взгляд и кошелек, ценами, могут завалить суды исками к гастрономам?..

Справка "КАРАВАНА"

Запрет на экспорт овощной продукции в Россию, Украину и Беларусь, принятый из соображений продовольственной безопасности 22 марта, сняли 14 апреля. Но время было упущено.

Комментируя все эти вышеизложенные инициативы, Кайрат Бисетаев отметил факт, о котором чиновники часто забывают.

– Если сейчас не будет импорта, то мы на свою молодую картошку цены повысим. Надо же как-то покрывать убытки? Я не понимаю, почему товарищи в кабинетах не думают о перерабатывающих предприятиях? В советские времена был мощный Сайрамский консервный завод. Один из лучших в СССР! Рядом выращивали продукцию казахи, узбеки, дунгане, уйгуры. Они до сих пор эти земли используют. И вот нештатная ситуация – коронавирус. Проблема! А всё тормозится из-за несвоевременно принятых решений, нехватки денег и других перекосов.

Мне кажется, сейчас надо сосредоточиться на решении двух принципиальных вопросов: обеспечить фермеров оборотными средствами и развивать переработку сельхозпродукции. Тогда и цены на продукты питания у нас станут дешевле. И на экспорте страна выиграет…

P.S. У горожан – два выходных в неделю. У селян, которые занимаются разведением скота, – их вообще нет. Фермеры, которые выращивают плоды-овощи, – да, есть у них зимние каникулы. Но их заработок – от сезона до сезона. И погодные условия каждый год для этих тружеников всегда разные.

Алматы