Булат Аюханов: Бешбармачить не люблю

 

Недавно “Культурный бренд страны” в рамках празднования 45-летия своего театра танца побывал с гастролями в Петропавловске. Причем в одной из постановок – “Соколы революции” – Аюханов сам вышел на сцену.

– Как вам петропавловская публика?

– Публика хорошая – эмоциональная, восторженная. В конце встали все, такие возбужденные – приятно. И в Петропавловске, и в Москве, и в Лондоне – мне зритель нравится везде. И в Алматы в Академическом театре танца в зале всегда битком.

– А что сейчас идет в вашем театре?

– “Анна Павлова – Лебедь Русского балета”. Ведущую партию танцует Юлия Моисеева – роскошная девка. В “Серпе и молоте” есть что танцевать. Овации не прекращаются, особенно когда Ленин к бревну на субботнике пристраивается. Сейчас готовим премьеру “Мир. Труд. Весна” – шутливый, кокетливый балет. За счет новых постановок и растем. Это такой увлекательный процесс сотворчества – а не просто под музыку “танчики”. Халтурить здесь нельзя, ноги сломаешь. Да и с лентяями у меня разговор короткий – пошел вон! На сцену нужно выходить без клякс, чтобы публика ждала каждой встречи. А просто “ля-ля-ля” – это прерогатива стиля модерн, не наша.

– Значит, к новым веяниям относитесь равнодушно?

– Эстетика другая. Классический балет – искусство, понятное всем. У нас, понимаете, русская школа... Страсти, чувства, надрыв… На Западе нет этого душевного полета.


– Вы – натура беспокойная, и сами часто признаетесь, что с помощью прессы чиновников долбаете… Какие проблемы в балете вас сейчас волнуют?

– Меня сейчас ничего не волнует. Устал волноваться. Публика кайфует, я за кулисами сижу, удовольствие получаю – что еще для счастья надо?! А завтра снова о своей самой большой боли вспомню.

– О какой?

– О завышенной планке пенсионного возраста артистов балета. Где вы видели 58-летнюю балерину на сцене?! У нас профессиональный износ очень высокий. Государство должно понимать, что культура и искусство – это его лицо, паспорт. В Лондоне и по всему миру нами восхищаются – классическое европейское балетное искусство в евразийском формате. Казахскому балету – уже 75 лет, и с этим надо считаться! Неужели не заслужили того, чтобы получить малюсенькую такую поблажку?

– Расскажите о дальнейших планах?

– В марте – в Лондон, “Анну Павлову” везем. В июне, наверное, Астрахань, Омск. Может, сделаем гастрольное турне “Золотое кольцо России”.

– Вам не тяжело нести ответственный груз “Культурного бренда Казахстана”?

– Нет, работа доставляет удовольствие. Как я труппу брошу?! Тогда цунами обрушится на Алматы. Пока ставлю новые спектакли, артисты в интеллектуальной форме. Некогда дурака валять. За кулисами ни одного человека – все на сцене! Я ношусь со своими артистами как с детьми. В свое время выбил 35 квартир, чтобы сохранить коллектив.

– А сейчас дают квартиры?

– Спросите что-нибудь попроще.


– Где столько сил и идей черпаете?

– В положительных эмоциях. Если вокруг все кислые, недовольные и ты такой же, какая же это работа?! Нам, артистам, так нельзя, нам все нельзя, все надо – и ничего нельзя. Вот чаю попил, кое-как печенье проглотил – остальные сладости для антуража.

– “Не есть” – балетная привычка?

– Не есть – нельзя. Я против всяких диет, есть надо вовремя и не переедать. Любая диета – разрушение организма и психики. Я все время есть хочу, только не знаю что. Сам – отличный повар, люблю готовить. Могу на всю труппу сделать отменный плов.

– Сладкое не кушаете?

– Мороженое ем. Говорят, его предпочитают хорошие люди (смеется) – от скромности я точно не умру… Зачем обжираться? Чтобы потом чувствовать себя ничтожеством, испытывая проблемы с пищеварением в уборной комнате (смеется)?


– Вы столько всего успеваете – даже книги пишете!

– Меня мой коллектив и искусство держат в тонусе. День свой планирую, с вечера все записываю. И терпеть не могу неорганизованных людей. И требую такого же отношения к работе, к жизни. Жаль только, жизнь одна, ее мне не хватает.

– По шапке никогда не получали от властей за свою прямоту?

– Со мной не связываются (смеется). Я же правду говорю, и все – афоризмами, их у меня около 2,5 тысячи. Например, “не бойся сказать гаду, что он гад” или “великолепное ничтожество”, “высокопрофессиональный идиот”…

– Не было желания издать свои афоризмы в отдельную, четвертую книгу?

– Я думал об этом. Грамотно подать нужно. А всерьез этим заниматься не могу – не мое, я же не писатель. Вообще, я не стесняюсь многого не знать, зато мне интересно жить...

Елена СОБОЛЕВА, Петропавловск