Будут отключать?


Для обычных людей это означает, что энергокомпании готовятся к отключению своих потребителей от энергоснабжения.

“ТОО “АлматыЭнергоСбыт” совместно с АО “Алматы жарык компаниясы” ежегодно на случай непредвиденных ситуаций разрабатывает программу ограничения потребителей, которая согласовывается с акиматами города и области. Но эта программа за последние 5 лет вводилась только один раз”, – сказал в интервью “Каравану” генеральный директор “АлматыЭнергоСбыта” Михаил Гамбургер.

О том, что дефицит энергии неизбежен, сообщил управляющий директор по системным услугам и материально-техническому обеспечению АО “KEGOC” Валерий ЛИ. По его словам, причина этого – появление новых предприятий в ожидании строительства будущих электростанций, таких как Мойнакская ГЭС и Балхашская ТЭС.


“Рост потребления на основании строительства новых генерирующих мощностей приводит к тому, что дефицит мощностей в Казахстане нарастает, и по состоянию на осенне-зимний период 2011 года мы прогнозируем дефицит до 1080 мегаватт”, – сказал Валерий Ли, выступая в Мажилисе в сентябре.

По его оценке, в лучшем случае предстоящей зимой Казахстан будет вынужден покупать дорогую электроэнергию в России. В худшем – ограничивать потребление внутри страны. Наиболее остро дефицит грозит южным регионам Казахстана – здесь всегда была проблемная зона, так как местные станции не могут вырабатывать нужный объем энергии. В 2009 году была запущена вторая линия электропередачи “Север – юг Казахстана” мощностью 500 МВт. Сорок процентов всей казахстанской электроэнергии вырабатывается в Павлодарской области. И, в принципе, мощности ЛЭП хватило бы, чтобы обеспечить нормальную работу сети до 2014 года. Но, видимо, не получилось. Для покрытия дефицита должна быть запущена Жамбылская ГРЭС. Но и в этом случае будут возникать проблемы.


С 1 ноября будет запущен первый энергоблок Жамбылской ГРЭС, который должен, по крайней мере, смягчить дефицит потребления электроэнергии для Южного Казахстана, в том числе для Алматинского региона. Но Жамбылская ГРЭС – это газо-мазутная станция, работающая в основном на узбекском газе, в крайнем случае – на мазуте. Поэтому ее работа может создать уже дефицит газа.

“Поскольку для работы Жамбылской ГРЭС используется узбекский газ, в зимние месяцы, особенно в январе – феврале, случаются перебои с поставкой газа. Мазут гораздо дороже газа, – отметил Михаил Гамбургер. – Использование мазута в качестве основного топлива может привести к серьезному удорожанию стоимости отпускной электроэнергии, что невозможно при установлении уровня предельного тарифа. Как следствие, может быть уменьшение выработки на данной станции”.