Будущий второй алматинский аэропорт "Нурсултан" преследуют агашки, скандалы и налоговики

На днях утверждено название новой воздушной гавани – “Нурсултан”. Проект долгоиграющий (история тянется с середины 90-х годов), амбициозный и скандальный. “На меня продолжается давление, но я не отдам землю, не пущу кого попало на стройку”, – заявил “КАРАВАНУ” председатель совета директоров авиакомпании “Саяхат”, президент авиаперевозчиков РК Владимир КУРОПАТЕНКО.

Возможности для развития аэропорта Алматы нет

– Эксперты не раз в целях безопасности поднимали вопрос о выносе аэропорта Алматы за черту города. Но он все еще в подвешенном состоянии...

– История тянется больше 25 лет! Решением правительства было создано АО “Саяхат аэро”, куда вошли минавтодор и авиакомпания “Саяхат”. Определились, что нужно построить аэропорт для транзитных перевозок, который свяжет Европу и Юго-Восточную Азию, и вывести транзит в Алматинскую область. А городской аэропорт по возможности разгрузить. Нет там возможности для развития. Большая проблема – туманы. Не хочу никого пугать, но посередине взлетно-посадочной полосы проходит тектонический разлом. Кроме того, в районе аэропорта есть ограничительные пеленги – направления, куда категорически нельзя залетать: живым не выйдешь. В конце полосы строится частный сектор. Кто дал право? Авиакатастрофа в Бишкеке сколько людей похоронила! На взлете также с двух сторон дома, гаражи. С точки зрения безопасности место не самое удачное.

Тогда комиссия исследовала девять точек, брали грунты. Определили место – в 15 километрах от города Капшагая. В 1993–1995 годах провели работы более чем на 1 миллион 900 тысяч долларов. Общая стоимость проекта “под ключ” на тот период была 70 миллионов долларов. Но минавтодор вышел из состава АО, и всю стройку возложили на авиакомпанию. Одна она была не в состоянии финансировать проект. Есть технико-экономическое обоснование со всеми расчетами, внесены изменения – увеличены длина и толщина полосы и другие. Мы поставили задачу принимать все типы воздушных судов на полосу. Все эти годы я вел переговоры с инвесторами.

Одно из условий инвесторов – земля

– У вас пытались землю “отжать”?

– Не раз и не два. Официально земля находилась в аренде авиакомпании “Саяхат”, но мы ее уже передали самолетостроительной компании “Аэро.кз”. Раньше по дислокации земля принадлежала Талгарскому району. После ее передали в город Капшагай. Я был у экс-акима Капшагая Сергея Зеленского раз десять, он не хотел землю переоформлять. Говорил: покажи, что у тебя финансируется аэропорт, я тебе эту землю отдам. Что значит “отдашь”? Мне она по закону принадлежит. Через других лиц поступали предложения – заплатить и переоформить. Потом он ушел, пришел новый аким. И опять волокита. Транспортная прокуратура выдавала предписания – прекратить волокиту, министр индустрии и новых технологий подписывал – оформить землю. Ничего не действовало. Благодаря выездному заседанию партии “Нур Отан” через два месяца переоформили землю в аренду. Но вместо 49 лет всего на 10. Мы готовы были выкупить участок, но он не продавался, там города-спутники, и не был решен вопрос стоимости.

А ведь одно из условий инвесторов – земля. Будь авиакомпания собственником, она могла бы заложить землю под инвестиции. Осталось семь лет, я должен построить аэропорт.

– Вы еще не оставили эту идею?

– Собранием акционеров аэропорт назван “Нурсултан”, принято решение рассекретить проект, информация скоро будет размещена на сайте. Заинтересованные в строительстве люди есть. Но и проблем много. В первую очередь все требуют гарантии. А гарантий правительство не даст. Я объясняю западным партнерам, что 49 процентов будет у них и 51 процент – на территории Казахстана. Думаю, это справедливо. Хочу достроить и с миром уйти на пенсию.

Если не воровать, можно построить дешево

– Сколько денег нужно?

– 123–126 миллионов долларов, если не воровать. Уже есть подрядчики.

– Но называли цифры в 5–6 миллиардов долларов…

– Выбросите эти цифры из головы, цены завышались в десятки раз. Когда глава государства сказал, что нужен второй аэропорт, только я слышал о трех проектах в других местах. Был вариант в районе станции “Жетыген”, где военный аэродром. Но там проходит железная дорога, поселок, полоса короткая. Вдоль Капшагая мы замеряли грунты – солончак, такая земля не подходит. На станции Шамалган все застроено.

В наш офис приходили казахстанские, американские бизнесмены, предлагали совместно построить аэропорт. Назвали условие, я обалдел – военная база в Бишкеке передислоцируется в Капшагай. Как-то привели мне гостя из ФРГ, он хотел построить аэропорт, а заодно тренажеры на все типы российских военных самолетов. Но ведь, чтобы строить тренажер, надо знать конструкцию самолета. Это же тайна, предательство!

Ляпы в акте документальной проверки

– Так кто сегодня вам вставляет палки в колеса?

– Пришли седые агашки, говорят: не хочешь отдать землю так, мы у тебя ее заберем другим путем. С 2008 по 2012 год шла комплексная налоговая проверка авиакомпании. Ее начал аудит по Жетысускому району. Проводили больше года. Акт прислали по почте, подать на апелляцию оставался всего день. В акте было написано, что проверку проводят сотрудники налогового управления по городу Алматы. Но у меня предписание по Жетысускому району. Я спросил: вы кто? Сказали: аудит в районе закрыли, сделали в городе. Получается, два месяца меня проверяли люди, которые сами сменили место работы. Это было первое нарушение Налогового кодекса. В самом акте документальной проверки достаточно ляпов.

Так, 22 марта 2009 года авиакомпания “Саяхат” заключила ошибочный договор о техническом обслуживании самолета с иностранцем. А уже 24 марта этого же года его расторгла. Все документы есть. Однако в акте написали: договор действующий. И по нему начислили налог – 27 миллионов тенге. 403-я статья Гражданского кодекса гласит: договор прекратил действие, обязательства прекращаются.

Другой пример. В акте написали, что собственником самолета по запросу в министерство гражданской авиации (а такого нет в природе!) является АО “Саяхат”. Они подтверждают, что мы эксплуатант, собственник. Но уже на другой странице пишут, что наши самолеты принадлежат… гражданину Кипра. Откуда берется эта информация? С потолка! У меня есть свидетельство о госрегистрации самолета. А налог за самолет тоже немалый – 27 миллионов.

По сегодняшний день не закончена проверка по НДС. Два года длится. Но в акт уже включили сумму оплаты НДС – 26 миллионов. Да, мы немного ошиблись в налоге на транспорт, соцотчислениях, такое бывает, но все долги погасили. В результате “Саяхат” не работает с 2012 года, арестованы счета, имущество.

Вызываю налоговиков… на ринг

– Считаете, это все из-за земли?

– Я был в Астане у серьезных людей, мне сказали: “Володя, тебя заказали”. На суде я прямо об этом спросил у налоговиков. Я уверен – это все земля. У меня есть имущество – офис, ресторан, медцентр, гараж на 2 тысячи квадратных метров. Меня хотели объявить банкротом и приступить к реализации имущества. Не получилось. Я подал на апелляцию.

– А может, вам есть что скрывать?

– Уже все перепроверено, все на поверхности. Меня оскорбили. А за базар отвечать надо… Я бывший боксер и бывший почетный президент Ассоциации профессионального бокса. Думаю, логично провести дружеский поединок по боксу с сотрудниками налоговой на ринге “Динамо”. А судьей пусть выступит известный боксер Серик Конакбаев.

– Вы серьезно?

– Вполне…

Записала Елена КОЭМЕЦ,
Алматы