Будущее стратегии национального развития

Эйфория, которой подверглись государства-члены бывшего СССР, ослепила многих политических деятелей, в результате чего многие республики начали постепенно разрабатывать собственные концепции социально-экономического развития.
Республики Центральной Азии при наличии общих черт практически одинаково подошли к определению курса реформирования своих хозяйственных систем. Центрально-азиатский регион можно рассматривать как геополитическую целостность, обусловленную географическим расположением, общностью исторического прошлого, разносторонних экономических связей, этнокультурной и религиозной близостью народов региона. Это и понятно, так как республики Центральной Азии обладают общими присущими только данному региону признаками:
- Расположение стран (географический аспект).
- Наличие общих границ между странами региона.
- Практически одинаковые климатические условия между странами региона.
- Этнический состав населения республик.
- Языковая среда, в республиках региона проживают в основном тюркские народы (исключением является таджикский народ как ирано-персидский этнос).
- Тесная связь между традициями народов Центральной Азии по причине исторически длительного совместного проживания.
- Принадлежность народов к части мусульманской цивилизации.
- Практически одинаковые условия начала независимого социально-экономического развития республик региона.
При наличии такого значительного количества общих признаков можно было предугадать, что между республиками региона не будет значительных различий в выработке стратегии национального развития.
Общепринятые пути развития государств обуславливаются тремя типами: аграрный, сырьевой и индустриальный. В этом отношении республики Центральной Азии выбрали наиболее подходящий для каждой из них путь развития.
Исходя из направленности Республики Казахстан на сельское хозяйство можно сказать, что Астана в начале своего суверенного плавания выбрала аграрный путь развития. Это становится очевидным, так как становлению аграрной модели в Казахстане, как и в других республиках Центральной Азии, способствовали природно-климатические и географические условия. И это было заметно на примере высоко развитой отрасли, благодаря которой Казахстан по выращиванию зерновых и бахчевых культур, выработке каракуля, шерсти находился на одном из ведущих мест в СНГ. Данный путь позволил Астане не только обеспечивать себя продуктами питания, но и экспортировать их в страны дальнего и ближнего зарубежья.
Вторым путем государственного развития РК выбрала сырьевой путь. К этому времени Казахстан осознал, что в его недрах находятся значительные запасы природных ископаемых. Богатые залежи газа, нефти, золота, редких и цветных металлов, позволили бы республике избежать участи многих государств, испытывавших недостаток в полезных ископаемых в переходный период, но здесь также нужно учитывать, что Казахстан не сам занимается добычей нефти и газа - за него это осуществляют иностранные компании выигравшие тот или иной тендер и работающие прежде всего в угоду личным коммерческим интересам.
Но и в этом случае вышли плюсы: приток валюты от продажи полезных ископаемых, поднятие рейтинга среди добывающих стран мира, развитие экономики, рост уровня жизни населения и как следствие этого - снижение конфронтации внутри общества. Эта система, адекватная системе стран Ближнего Востока имела все шансы на существование в отдельно взятой республике региона, но у нее тоже имелись свои минусы. Они состояли в том, что республика превращалась в сырьевой придаток к другим развитым странам, то есть вся перерабатывающая промышленность находилась за пределами Казахстана, что не позволяло республике заниматься переработкой полезных ископаемых, а отводило ей роль только географического места, на котором производится добыча полезных ископаемых. При этом экспортная разница между сырьем и конечной продукцией по различным экспертным оценкам сегодня уже составляет от 1:15 до 1:30.
Здесь нужно отметить и еще одну немаловажную деталь - это объемы полезных ископаемых, которые не могут быть вечными и имеют тенденцию к окончанию. При этом если наблюдается понижение уровня добычи полезных ископаемых, то к данной стране теряют интерес перерабатывающие страны, что при ориентировании только на сырьевую базу дает не самые радужные перспективы для республики.
Что касается индустриального пути развития, то в этом случае Казахстан не может утвердить себя как индустриальная республика в Центральной Азии. Этому способствует несколько факторов, имевших место в начале обретения суверенитета Республикой Казахстан. Так как многие крупные предприятия республики входили в единый промышленный комплекс, который размещался в разных республиках, то в связи с развалом СССР он перестал существовать, а фрагментарные предприятия, оставшиеся в разных республиках не были способны воссоздать единую связь.
Этого не смогли сделать и политические деятели, которые понимали термин "суверенитет", как полную независимость своей республики от других стран как в политическом, так и в экономическом аспекте жизнедеятельности государства, что привело к фактической изоляции промышленных предприятий в республиках и как следствие этого их закрытию. А на реанимацию или создание отечественных предприятий, объединенных в комплекс внутри республики не было финансовых средств, что и привело республику к постепенному уходу от индустриального пути развития.
В результате в настоящее время в Казахстане наблюдается симбиоз двух путей развития, который можно назвать аграрно-сырьевым.
Чем это грозит для Казахстана?
История показывает, что аграрно-сырьевая направленность государства не может привести его к развитию как в социально-экономическом, так и в политическом аспектах. Это порождает однобокую и гипертрофированную экономику, превращая республику в придаток промышленно развитых стран.
Даже с экономической точки зрения создается абсурдная ситуация, когда на экспорт посылается непеработанное сырье, а затем приобретаются импортные товары, сделанные из отечественного сырья, но по цене в несколько раз дороже.
Становится очевидным, что при дальнейшем развитии в подобном направлении Казахстану грозит рост популярности со стороны развитых стран в области нефтедобычи, но при истощении данных запасов интерес пойдет на убыль.