Вряд ли рядовым казахстанцам пришло в голову вчитываться в текст договора, с трудом пробираясь сквозь юридические замысловатости. Между тем именно за этой сложностью кроется каверза. Дело в том, что помимо Высшего совета, в который входят президенты стран – участниц нового союза, заниматься непосредственным решением задач должна специально создаваемая Евразийская экономическая комиссия. Должна, но сможет ли?
– Если досконально изучить полномочия этой комиссии, то можно прийти к выводу, что у нее практически нет никаких полномочий, – считает доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического университета Семея Ергали БАИЛЬДИНОВ. – Комиссия получила так называемые наднациональные полномочия, обязательные для всех государств-членов. В договоре говорится, что законодательство союза будет иметь преимущества перед национальным законодательством каждой из стран. Это значит, что ряд полномочий в сфере торговой политики, конкуренции, технического регулирования и авторского права передается на наднациональный уровень и принимать решения должна будет Евразийская экономическая комиссия. Но проблема в том, что она в этом плане является куцым органом. Единственное ее полномочие – мониторить исполнение государствами-членами решений комиссии и Высшего совета. При этом любое из государств-членов может заблокировать всякое решение комиссии.
В итоге получается пресловутая медаль с двумя сторонами. С одной – пока всех все будет устраивать, проблем может и не быть. С другой – стоит возникнуть малейшей трещине, аукнуться такая оговорка сможет громко. Не секрет, что россияне требуют, чтобы ввозимые из Казахстана товары соответствовали их стандартам. Допустим, наша страна перейдет на новые, союзные стандарты. Что, к слову, совсем не дешевое удовольствие. Затем соседи могут заблокировать договоренности, и все усилия окажутся тщетными.
– Возникает тревожный вопрос: будет ли работать Евразийский экономический союз так, как он задумывается, – констатировал Ергали Баильдинов.
Семей