– Суммы кредитования на весенние полевые работы АПК увеличили с 70 до 140 миллиардов тенге, – рассказал “КАРАВАНУ” официальный представитель Зернового союза РК Евгений КАРАБАНОВ. – Мы обращались в МСХ с просьбой увеличить суммы кредитования в ноябре, затем в декабре. Правительство увидело проблему, и нас услышали.
Продкорпорация увеличила суммы финансирования по форвардным контрактам с 40 до 80 миллиардов тенге. У Продкорпорации уже есть деньги. Они привлекли их с рынка. Сейчас будет уточнение бюджета. После событий в январе это будет в любом случае. В проекте изменений заложена сумма увеличения, МСХ подтвердило запрос. Более того, и минфин сообщил, что он не будет против увеличения финансирования села.
По словам представителя Зернового союза, 70 миллиардов тенге, которые сейчас есть у МСХ, министерство намерено потратить уже в марте – апреле. Остальные деньги пойдут в село после утверждения нового бюджета.
– В любом случае фермеру деньги нужны и в феврале, и в марте, и в апреле. Вплоть до сентября. Но это, надо отметить, не чистые субсидии. Мы просим кредит. Это подразумевает их возврат, – подчеркнул Евгений Карабанов. – Эти деньги вернутся. Обязательства будут обеспечены залогами. Деньги нужны селу для пополнения оборотных средств. Они идут не только зерновикам, но и всей отрасли растениеводства: овощникам, картофелеводам, садоводам.
Среди других обещаний: селу будет выделено 360 тысяч тонн удешевленных ГСМ. Это полная потребность аграриев на весенние посевные работы. Пока неясны цена и то, когда придет топливо потребителям. Но в любом случае обещание чиновники дали.
МСХ провело переговоры с производителями удобрений. Договорились о фиксации цены. Она будет выше прошлого года, но ниже, чем ожидалось. От 200 до 280 тысяч тенге за тонну, в зависимости от вида удобрений. В основном Казахстан производит азотно-фосфорные удобрения. Это не весь спектр, но базовое питание, без которого нельзя проводить дополнительную подкормку.
В принципе отечественное производство покрывает все наши потребности в основных видах удобрений. Но мировая цена на них выросла, и у заводов есть желание заработать и на экспорте. Что понятно, поэтому МСХ заверило растениеводов, что они получат удобрений не меньше, чем в прошлом году. Селяне рассчитывают, что это обещание будет выполнено.
С другой стороны, все смотрят, что происходит у соседей. Россия со 2 февраля полностью запретила экспорт удобрений. У нас пока вроде запрещать вывоз не собираются.
Из неопределенности: стремительно меняются правила субсидирования.
Первое: теперь субсидировать будут культуры, которые входят в список социально значимых товаров либо являются сырьем для их производства. Плюс те культуры, которых у нас не хватает. Например, пшеницу Казахстан производит с избытком, а вот семян подсолнечника стране недостаточно. Поэтому их производство будет поддерживаться государством больше, чем выращивание хлеба. Идея благая, посмотрим, что из этого получится.
Второе: меняется схема помощи. Раньше субсидии были отдельно на семена, отдельно – на средства защиты растений, удобрения. Сейчас МСХ предлагает всё это объединить и переформатировать сумму субсидии на единицу товарной продукции. Как это будет выражаться: на тонну произведенной продукции или на тонну реализованной внутри страны, сейчас этот вопрос обсуждается. Тогда помощь будет видна в виде цен на полках. Вся надежда на природу: рост цен на удобрения, ГСМ может спровоцировать рост цен на продукты питания в будущем году
– Это прямой результат работы Антикора в министерстве сельского хозяйства и управлениях в акиматах. Сумма субсидий не увеличится, но количество их сократится. Будет сделан более широкий охват для субъектов рынка. Мы тоже дали свои предложения. Предложили некое авансирование. Субсидии фермеры должны получать летом, а не после урожая. Как только он посадил, заявленные им площади подтверждаются, часть субсидии можно ему выплатить. Скажем, 40–50 процентов, – говорит Евгений Карабанов.
Механизм субсидирования Зерновой союз предлагает прикрепить к системе “Колдау”, чтобы ввести двойной контроль за работой аграриев и движением выращенного урожая.
Специалисты управлений и отделов сельского хозяйства в местных акиматах физически не смогут объехать все поля региона для подтверждения проведенных работ. Поэтому часть этой работы можно переложить на фермера.
– Есть цифровая карта полей. У каждого фермера земли оцифрованы. Есть требование о ведении карты полей: владелец отмечает, какие виды работ он проводит на каждом поле, какие именно и сколько он использует удобрений и средств защиты растений. Это требование есть. Но мало кто его исполняет, – уверен Евгений Карабанов. – Если ты хочешь получать субсидию, обязан это вести.
Затем, уверен эксперт, сюда же можно прикрутить в виде надстройки и программу по сопроводительным накладным на товар (СНТ). В рознице СНТ не прижились из-за резкого неприятия со стороны МСБ. Но комитет госдоходов продолжает вводить систему СНТ в других сферах, так как такое обязательство на себя принял Казахстан в рамках ЕАЭС. Ее надо обкатать, чтобы сделать удобнее в других отраслях. Иначе потом Россия потребует принять ее систему отслеживания движения товаров.
АЛМАТЫ